«Французская весна»«Французская весна»
«Французская весна»

«Французская весна»


Олександр Кравчук
Наше общество, как и зажатые этим вечером люди, в целом, понимает, что находиться в таком состоянии дальше уже нельзя. Нужно искать выход из ситуации, которая угрожает раздавить если не всех, то самых слабых участников представления

12.04.2012

Что ж теперь ходим круг да около?
На своем поле как подпольщики,
Если нам не отлили колокол,
Значит, здесь – время колокольчиков.

Александр Башлачев

В Украине стартовал 9-й фестиваль «Французская весна», в  рамках которого жителям шести городов представилась возможность приобщиться к новым работам французского кинематографа и театра, музыкальным произведениям, живописи и литературе. Все эти зрелища стартовали в Киеве 4 апреля выступлением «безумных звонарей», которые исполняли над Софиевской площадью колыбельные, паря в воздухе, подобно детским игрушкам над кроватью младенца.

Массовая реклама в киевском метро и усталость от затянувшейся зимы собрали на это мероприятие до сотни тысяч участников. Но, несмотря на рекламу мероприятия, никто не перекрыл дорожное движение, что привело к автомобильным пробкам и давке людей, которые по узким тротуарам добирались к вожделенному шоу.

Массовые гулянья на потеху народа традиционно устраиваются в Киеве – открытие «французской весны» плавно переходит в пасхальные и майские праздники, а за ними следуют дни Европы и Киева. По примеру древних правителей Рима, власть пытается задобрить жителей столицы массовыми гульбищами. Но эти мероприятия разворачиваются на фоне массового закрытия библиотек, музыкальных школ и домов культуры, которое приобрело катастрофические масштабы в «некиевской» части Украины.

Если абстрагироваться от зрелищных акций, спонсируемых добрыми «меценатами», нам придется констатировать крайне низкий уровень государственной поддержки украинской культуры. Конечно, скептики скажут: «В стране и без того кризис, нет денег на базовые расходы – откуда же взять их на развитие культуры?» Но этот тезис перестанет быть таким однозначным, если мы проанализируем динамику выполнения расходов госбюджета Украины на протяжении 2009-2011 годов:

Несмотря на некоторое абсолютное увеличение затрат на культуру и искусство – до 6,6 млрд. грн. в 2011 году – относительная их доля остается на уровне 1,6% от общих государственных расходов страны. Кстати, другие обещанные правительством социальные улучшения также не проходят проверку цифрами. Так, доля расходов на здравоохранение снизилась за 2009-2011 гг. с 11,9% до 11,7%, доля социального обеспечения – с 25,6% до 25,3%. В то время, как проведение выгодного для откатных схем Евро-2012 за три года «аккумулировало» 1,2% госбюджета – или 13,3 млрд. грн.

При этом, чиновники внедряют в общественное сознание установки о том, что государство не должно содержать огромное количество учреждений культуры, которые практически не влияют на духовное развитее жителей. В их понимании, это культурное развитие должны полностью заменить подконтрольные капиталу СМИ. Ведь за последние двадцать лет количество посетителей театров снизилось с 17,6 млн. человек до 6,6 млн., количество посетителей концертов – с 15,0 до 4,2 млн., посетителей музеев – с 31,8 млн. до 21,7 млн. человек в год. Тираж выпускаемых книг сократился с 170 до 45 млн. экземпляров – согласно данным Госкомстата. Хотя, возможно, культурный уровень граждан предлагается развивать путем развития Института национальной памяти, на финансирование которого закладываются те же 5 млн. грн., что и на развитие творчески одаренных детей.

Финансирование профильного министерства культуры в 2012 году планируется на уровне 2,2 млрд. грн. Но если сравнивать плановые расходы на социально-культурную составляющую с уровнем обеспечения «репрессивного аппарата», то на лицо перераспределение в пользу последнего. Так, финансирование МВД увеличено в 2012 году на 864 млн. (до 14,4 млрд. грн.), СБУ – на 342,79 млн.(до 3,26 млрд. грн.). Но в то же время, расходы министерства здравоохранения «урезаются» в средствах на 480 млн. грн., а финансирование социальной политики – на 9,06 млрд. грн!

Таким образом, можно сделать вывод,  что политика украинских властей по-прежнему направлена на уменьшение социальной составляющей и укрепление силовых структур, которые в перспективе должны будут подавлять недовольство тех, кого касается это уменьшение.

Но вернемся к нашим французам, и посмотрим на это выступление с ракурса украинско-европейских культурных отношений. Оставив творческую часть для разбора профессиональными музыкантами и психиатрами, обратимся к эпизоду в начале представления, когда зритель и актер вступали в непосредственное общение между собой.

На «разогрев» киевской публики вышли уличные зазывалы в образе средневековых фигляров Виктора Гюго, расположившиеся в железных клетках по периметру площади. Далеко не все из них смогли наладить контакт с аудиторией. Один из шутов, не найдя чем увлечь толпу, решил показать свое знание жизни провинциальной Европы. Изобразив из своего колокола кубок, скоморох заорал «Водка! Водка!», имитируя процесс потребления алкоголя, который видимо, является для него неотъемлемым от постсоветской публики.

Часть толпы действительно поддержала «пьяницу» одобрительными возгласами. Другие же, наоборот, хмуро поморщились. Ведь этот подход должен развеять все иллюзии насчет «культурного обмена в преддверии европейского чемпионата по футболу», о котором много говорят сейчас наши чиновники. Если артисты всемирно известной труппы показывают такое отношения к украинской публике, то можно представить с какими стереотипами приедут к нам июньские гости. Не стоит удивляться, если эти болельщики прибудут с теми же колокольчиками – но только в качестве средства для отпугивания медведей.

С другой стороны, не все так плохо. В выступлении зазывал были и неожиданные положительные моменты. Одна из «клеточных кукол» пошла другим путем, проецируя на украинцев популярные в Европе речевки. Брошенный ей лозунг «Révolution!», на удивленье, нашел бурный отклик в толпе, что обрадовало Марианну. Как видно, это слово еще не девальвировано и сохраняет свой позитивный интернациональный посыл для жителей Киева.

Но никакие перезвоны и акробаты в ночном небе не сравнились по фееричности с процессом завершения фестиваля. На перекрестке Владимирской и Софиевской улиц встретились два потока людей – желающих пройти вниз, к Майдану, и движущихся перпендикулярно – в направлении Золотых Ворот. В итоге толпа застряла на месте, пытаясь протиснуться хоть в каком-либо направлении. Напор людей был таким яростным, что заставил паниковать даже взрослых мужчин, не говоря о тех, кто взял в это пекло своих детей. В толпе царил страх быть затоптанным, звучали крепкие эвфемизмы, а папаши несли поверх голов детские коляски в бушующей людской массе. Как выяснилось, «живую пробку» создали около десяти человек, во главе со здоровенным двухметровым гражданином – забывая правила нахождения в толпе, они стали на углу, заявляя, что они никуда не спешат, а выжидают, пока все разойдутся.

Среди зажатых людей поползли слухи, что проход по Софиевской перекрыла милиция. Но это не вызвало никаких решительных действий, кроме виктимных эмоций жертв, которые давились в очереди.

Ситуация разрешилась, когда некоторым удалось взобраться на парапеты и на плечи товарищей. Рассмотрев, что на самом деле никакого кордона нет, они смогли направить толпу на Майдан. Разобравшись в ситуации, зрители жестко оттеснили виновников пробки, и уже без особых трудностей потекли в сторону подземки. Не обошлось без традиционной для киевских гуляний давки в метро – график поездов, конечно, не уплотнили, а на спуск работал только один эскалатор, – но угроза быть задавленными миновала.

Современное украинское общество можно символически сравнить с этой толпой на Софиевской. Сбои в государственном механизме пускают все на самотек, а властей хватает лишь на организации всевозможных абсурдных шоу, которыми щедро кормят народ.

Но спектакль рано или поздно кончается – после чего приходится искать пути выхода из кризиса. Наше общество, как и зажатые этим вечером люди, в целом, понимает, что находиться в таком состоянии дальше уже нельзя. Нужно искать выход из ситуации, которая угрожает раздавить если не всех, то самых слабых участников представления. Но в обществе есть и консервативная часть, которая, с одной стороны, не против перемен – но выбирает выжидательную позицию, мешая двигаться более энергичным. Они верят в возможность выйти сухими из воды, после того как другие проложат дорогу – забывая что последний поезд для каждого из них уже отправился в путь.

Смогут ли украинские левые выступить глашатаями, поднявшись над ситуацией, чтобы показать нужное направление для народных масс? Это будет зависеть от силы их голоса, и от крепости их рук – а также от желания пробиться к сознанию дезориентированного народа, который радостно встречает возгласы «Революция!», но все же боится воплотить этот лозунг в реальность.

Александр Кравчук


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал