В декабре 1954 года, на Втором Всесоюзном совещании строителей в Москве, прозвучала известная критическая речь Никиты Хрущева, который обрушился на «ненужные и дорогостоящие» декоративные элементы в архитектуре и строительстве. А еще через год было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Во имя этой «политики экономии» из чертежей уже утвержденных проектов спешно выбрасывали всевозможные «красивости» и «элементы декора», с которыми развернулась нешуточная борьба.
Казалось бы, эпоха социально-политической эстетики и архитектурной репрезентации идеологии ушла. Однако, менее чем через десять лет, вместе с массовым строительством шестидесятых и семидесятых годов, в Советском Союзе произошел настоящий расцвет монументальной живописи, продолжавшийся вплоть до конца восьмидесятых. Поколение выпускников художественных школ, которые массово открывались по всей стране после войны, получили в свое распоряжение стены строящихся кварталов и целые новые города – несмотря на достаточно высокую стоимость работ и огромное количество заказов. Мозаики, барельефы, сграффито, панно, внутренняя роспись, а позже и витражи, становятся неотъемлемым элементом архитектурной композиции, определяют собой внешний облик этого периода советской истории, и выражают собой дух этой эпохи.
Если говорить о Беларуси, кафедра монументально-декоративного искусства открылась здесь в 1961 году, под руководством Гавриила Ващенко, при Белорусской государственной академии искусств (в то время – Белорусский театрально-художественный институт). Благодаря интенсивному градостроительству и бурному развитию промышленности монументальное искусство становилось все более востребованным. Новые районы в старых городах, и новые города, например, такие как Новополоцк или Солигорск, требовали визуального наполнения, стимулируя подготовку скульпторов, художников и декораторов. А это ставило достаточно высокую планку качества для их работ.
К сожалению, отношение к монументальному искусство этого времени является сейчас противоречивым – равнодушие, или даже «идеологическое» неприятие нередко соседствуют с восхищением красотой этих работ. Маркер «сделано в СССР» по умолчанию несет в себе негативные коннотации для представителей целого сегмента современного общества, и в этом случае, отношение к эпохе легко переносится и на сами работы, и тогда практически все в них вызывает непонимание и агрессивную критику. Зачастую, срабатывает фактор привычки – ведь мы привыкли видеть рядом собой различные элементы монументального искусства, оставшиеся с советских времен, и не всегда способы должным образом их оценить. До тех пор, пока знакомую с детства мозаику на здании школы или кинотеатра не уничтожают в рамках «ремонта», или под знаменем политического вандализма, как это происходит сейчас в Украине.
Между тем, наследие советского монументального искусства – это неотъемлемая часть истории и культуры, память об альтернативном нашей эпохе времени, а также просто красивые и качественно выполненные работы. Приятно осознавать, что их восприятие постепенно меняется и монументальная живопись 60-80 годов вызывает в обществе все больший интерес. Однако, многие из этих маленьких шедевров находятся сейчас в критическом состоянии, а часть из них уже потеряна из-за безответственного отношения – ведь во время реконструкции здание гораздо проще убрать мозаику под тепловое покрытие, чем попытаться ее сохранить. А еще чаще старые работы попросту рассыпаются – по причине банального отсутствия финансирования.
Мы хотели бы показать читателям то, что еще можно сохранить – фоторепортаж из белорусского города Новополоцка, который был основан в 1958 году, для работников построенного тогда же нефтеперерабатывающего завода, и являлся эталоном современного индустриального города – а теперь стал своеобразным «заповедником» монументального искусства советской эпохи.
Ольга Починок
Фоторепортаж Катерины Рускевич
Читайте по теме:
Майк Алевиц. Революция на стенах города
Александра Дворецкая, Андрей Манчук. Уличное искусство – это народное творчество
Андрій Мовчан. Мистецтво блазнів
Андрей Манчук. Графика Кете Кольвиц
Елена Козлова. Ангажированное искусство Латинской Америки
Наира Чатилян. «Между строк» уличного искусства
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>