«Буддистская сила»«Буддистская сила»«Буддистская сила»
Світ

«Буддистская сила»

Тарік Алі
«Буддистская сила»
«Буддистские монахи вскоре примутся за своих, набрасываясь и на сингалов – на тех из них, кто не является ортодоксальным буддистом»

23.04.2013

Прошло уже четыре года с тех пор, как армия Шри-Ланки убила от восьми до десяти тысяч тамилов, положив тем самым конец гражданской войне, длившейся 26 лет. Однако сейчас ситуация на острове вновь накаляется. Только на этот раз в этом виновны уже не военные, а буддистские монахи из «Боду Бала Сена» – наиболее активной из фундаменталистских групп, массово распространившейся в районах проживания сингалов («Боду Бала Сена» – «Буддистская сила» – правая буддистская секта, требующая сноса мечетей, известная нападениями на мусульман и представителей других религий – прим. пер).

Три четверти населения Шри-Ланки – сингалы и большинство из них – буддисты. Сейчас основной мишенью буддистских монахов стало мусульманское меньшинство. Монахи производят рейды по скотобойням, нападают на халяльных мясников и на дома мусульман. Полиция, как правило, молча наблюдает за всем этим, а телевидение Шри-Ланки спокойно снимает все эти погромы. Пару недель назад буддистские монахи при помощи групп хулиганов напали на автомобильный выставочный центр, владельцем которого является мусульманин. Дело в том, что один из рабочих этого центра встречается с девушкой-сингалкой, отец которой пожаловался на их роман буддистским монахам. Репортер местной газеты «Sunday Leader» пишет: «свидетели видели, как буддистский монах вывел из храма группу молодых людей – все в возрасте до 25 лет – которые несли с собой камни, и как оказалось впоследствии, еще и керосин».

Один из блоггеров «Буддистской силы» недавно писал о «причинах» их нападений на мусульман:

«Мусульмане проживают в Шри-Ланке с седьмого века, но лишь сейчас они почему-то захотели свои халяльные магазины (магазины, не нарушающие мусульманских пищевых запретов – прим. пер.). Но их же только 5% населения. Если мы сегодня позволим им халяль, то в следующий раз они заставят нас всех сделать обрезание. Это необходимо подавить в зародыше, пока все эти их традиции не прижились. Нельзя позволять мусульманам и христианам контролировать что-нибудь на Шри-Ланке. Закон и законодательные органы должны быть полностью подконтрольными лишь сингалам-буддистам и нашему националистическому и патриотическому президенту. В конце концов, Шри-Ланка – это подарок сингалам от Будды».

Конечно, сложно представить, как можно «подавить в зародыше» обрезание – даже если ты буддист, – и непонятно, почему мусульманское население вдруг сократилось с 9,7% по данным переписи 2011-го до 5%. Численность мусульманского населения действительно сократилась в результате многолетней практики преследования и нападений, совершаемых, как сингальскими, так и тамильскими буддистами – но ведь не настолько. Подобный бред распространяют не только члены «Буддистской силы» – их взгляды разделяют и многие мейнстрим-политики и значительная часть военных. В городе Поттувил, где большинство населения – мусульмане, солдаты помогают местным буддистским монахам повсюду воздвигать статуи Будды, а из громкоговорителей на полной мощности по утрам и даже ночью раздаются буддистские религиозные гимны. Людей сгоняют с их земли, которую затем прибирают к рукам монастыри при содействии армии.

Буддистские ортодоксы приходят в бешенство, когда кто-то просто высказывает предположение о том, что остров Щри-Ланка не является даром Будды одним лишь сингалам – ведь археологические раскопки свидетельствуют о том, что тамилы тоже жили здесь издревле, что неудивительно, учитывая близость Южной Индии (основной ареал расселения тамилов – прим. пер.).

Кто же первым заселил остров? Этот вопрос вызывал яростные споры на протяжении всего колониального периода. С самого момента обретения независимости в 1948-м году буддистский фундаментализм стал определять непримиримость сингалов по отношению к «тамильскому вопросу». В 1959-м буддистский монах убил премьер-министра Бандаранаике за то, что тот сделал по его мнению слишком много уступок тамилам (по сути, незначительных). После этого случая политики Шри-Ланки стали потворствовать предрассудкам монахов, а дискриминация тамилов была институционализирована. И тогда молодые тамилы уверились в том, что их путь к освобождению лежит только через вооруженную борьбу. Если бенгальские мусульмане смогли отделиться от Западного Пакистана и создать Бангладеш, то чем тамилы хуже?

Отрицая право тамилов на автономию, сингальское правительство столкнулось с гражданской войной. В 1976-м году группа боевиков-тамилов сформировала организацию «Тигры Освобождения Тамил-Илама» и потребовала независимости северных районов Шри-Ланки и создания там своего государства. Тамильские подростки стали грабить банки, чтобы финансировать вооруженную борьбу, уходя от погони на мотоциклах по переулкам и пальмовым аллеям. Они стали нападать на полицейские участки и правительственных чиновников. А когда же государство усилило борьбу против них, тамильские лидеры всячески защищали повстанцев – они действительно гордились ими.

Однако затем «тамильские тигры» постепенно стали терять доверие местного населения. Вооруженные группировки «тигров» возглавляли командиры, требовавшие жесткого подчинения и не терпевшие никакого несогласия с их действиями. «Тигры» стали массово использовать тактику террора – что, естественно, отталкивало от них всех потенциальных союзников. Затем разные фракции «тигров» схлестнулись в войне друг с другом, а сингальские политики в Коломбо тем временем спокойно выжидали и лишь под конец обрушились на районы проживания тамилов, проводя широкомасштабную военную кампанию подавления тамильского восстания. Военные массово убивали тамильских женщин и мужчин, детей и стариков – большинство из которых вообще не имели никакого отношения к «тиграм».

Большая часть вины за все эти зверства лежит на сингальских шовинистах, в значительной степени определяющих политику Шри-Ланки – однако и «тиграм» нельзя простить те преступления, которые они совершали против своего же народа. Именно они в числе первых в Азии стали широко использовать в своих целях самоубийц, начиненных взрывчаткой – достаточно циничную тактику, помогавшую верховному лидеру «тигров» удерживать власть (Велупиллаи Прабхакаран был убит в 2009-м году при попытке вырваться из окружения – прим. пер.). Они же стали массово использовать ампулы с цианидом – такие ампулы носил с собой каждый партизан, что, по сути, подталкивало многих из них к самоубийству.

Нынешнее правительство Шри-Ланки продолжает подавлять гражданские права тамилов при помощи «закона против терроризма». Армейские части постоянно находятся в районах их проживания. Свобода слова и далее не соблюдается. В январе президент Раджапакса уволил министра юстиции Ширани Бандаранаике, предположительно по обвинению в коррупции – но в действительности за то, что министр осмелилась действовать наперекор президенту. Новый министр заявил, что никакие гражданские права населения не нарушаются.

Тем временем президент Раджапакса является исполняющим обязанности министра обороны, министра городского развития, министром финансов и транспорта. Можно себе представить какой уровень коррупции это предполагает. Брат президента Бэзил является министром экономического развития; второй брат – Камаль Раджапакса – спикер парламента; его племянник Шашиндра – возглавляет провинцию Ува; его двоюродный брат – Джалиа Викрамасурийа – посол в Вашингтоне; второй двоюродный брат – Удаянга Веератунга – посол в Москве; его 25-летний сын Намаль – депутат от города Хамбантота – стратегического порта, проект развития которого сейчас активно финансирует Пекин.

Вместе с новым портом для «свободной торговли», который планируется построить в пакистанском Гвадаре, этот порт Шри-Ланки должен стать частью китайского стратегического проекта «Нить жемчуга» (масштабный китайский проект строительства портов, судоходных каналов и инфраструктуры вдоль всех основных путей транспортировки товаров и сырья от восточной Африки до китайских портов – прим. пер.). Недавно выскопоставленные китайские чиновники были сфотографированы вместе с ланкийскими военными в Джаффне во время обследования тех мест, где реализация китайского проекта вскоре должна изменить все побережье севера Шри-Ланки.

Восьмидесятилетний тамильский писатель Шивандан, проживающий ныне в Лондоне, говорит, что теперь опасность ожидает уже не только тамильский народ, а самих сингалов: «Потерпев поражение, тамилы сейчас пытаются переосмыслить свою политику – по крайней мере, тамильская диаспора, которая раньше совершенно некритически относилась к «тиграм» и всячески их поддерживала. Сейчас тамилы уже говорят не о независимости, а о политических правах и демократии. Слишком поздно? Я не знаю. Однако эти буддистские монахи вскоре примутся за своих, набрасываясь и на сингалов – на тех из них, кто не является ортодоксальным буддистом. А если их поддержит Раджапакса, его семья и друзья, то сингалов ожидает большой сюрприз. Я чувствую, что обстановка накаляется и вскоре может произойти массовое восстание».

Тарик Али 

London Review of Books

Перевод Дмитрия Колесника

Читайте по теме:

Славой Жижек. Отверженные дети божьи

Андрэ Влчек. Женщины ислама и западные интеллектуалы

Тарик Али. Победа Обамы: триумф консерватизма


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал