С начала экономического и политического кризиса в Венесуэле многие левые винят в нем действующего президента Николаса Мадуро. По их мнению, если бы во главе страны по-прежнему стоял Уго Чавес, неблагоприятного развития событий можно было бы избежать. На фоне критики в адрес Мадуро происходит некая идеализация его покойного предшественника. Однако, несмотря на хорошо известные и признанные достижения Чавеса, многие проблемы нынешней Венесуэлы были заложены еще при его жизни, и их нельзя объяснить ошибочными действиями преемника. И если несколько лет назад они были незаметны даже для многих компетентных аналитиков в Венесуэле, то теперь контуры этих ошибок проступают более явно.
Какими же были главные экономические ошибки правительства Уго Чавеса, последствия которых преодолевает сейчас Мадуро?
Одной из основных ошибок был отказ Чавеса повышать цены на бензин в течение многих лет, что, в сочетании с инфляцией, постепенно сделало его практически бесплатным. Это достижение, о котором очень долго говорили исключительно в положительном смысле, стимулировало поток контрабандного бензина в Колумбию и другие страны, а также провоцировало элементарное расточительство населения, когда люди ездили на джипах за хлебом в расположенный за углом магазин. В результате страна лишилась десятков миллиардов долларов, которые бы сейчас сильно облегчили бы кризис.
Политика субсидирования продовольствия, которая позволяла покупать продукты питания по доступным для большинства жителей страны ценам и помогала борьбе со спекуляцией, сама по себе была положительным моментом. Однако, Чавесу следовало еще лет двенадцать назад вводить систему выдачи фиксированного продуктового набора по удостоверению личности, а также закрыть границу для контрабандистов, которые перепродавали в Колумбии дешевые венесуэльские продукты. Не было сделано ни того, ни другого – и, в результате, миллиарды продовольственных субсидий пошли в карман контрабандистам, а сотни тысяч людей по обеим сторонам границы оказались массово вовлечены в этот незаконный, и с каждым годом всё более прибыльный бизнес.
Еще одной ошибкой Чавеса следует признать отказ от введения государственной монополии на внешнюю торговлю. Президент решил сделать здесь ставку на частный бизнес – и, в сочетании с неконвертируемостью боливара и богатыми коррупционными традициями, это привело к большому ущербу для страны. Компартия Венесуэлы предлагала Чавесу монополизировать внешнюю торговлю, но он не прислушался к этим рекомендациям. В результате предприниматели получали валюту для того, чтобы ввозить в страну некачественные и ненужные продукты, покупая их по завышенным ценам, чтобы получить больше долларов. Ввозили что угодно – вплоть до металлолома, который объявлялся сельхозтехникой – лишь бы получить под это доллары по фиксированному государственному курсу. И это также сократило валютные запасы страны.
Сыграло свою негативную роль и увлечение Чавеса инфраструктурными проектами – каждый из которых был, безусловно, нужен стране – при слабом контроле за исполнением. Пока таких проектов было немного, объекты хоть и с опозданием, но все же вводились в строй. С ростом их числа сам Чавес физически не мог проконтролировать состояние дел на столь большом количестве объектов, а эффективной системы контроля – ни административного, ни рабочего - создано не было. На стройках расцвели пышным цветом неэффективность, коррупция, воровство и вымогательство. Незадолго до смерти, осознав свою ошибку, Чавес создал Министерство наблюдения за деятельностью правительства. Однако было уже поздно – годы высоких цен на нефть, позволявших щедро финансировать инфраструктурные проекты, остались позади, и на сегодня они парализованы, за исключением худо-бедно продолжающегося строительства социального жилья.
Строительство железнодорожной сети страны, расширение метро Каракаса (в том числе, в городах-спутниках Лос-Текес и Гуаренас), продолжение строительства метро в Маракайбо и Валенсии, новые канатные дороги в барриос Каракаса, третий мост через Ориноко – все это заморожено или продвигается с большим трудом, хотя до завершения некоторых важных участков строительных работ осталось совсем немного. То же касается гидроэлектростанции «Токома», которую обещали запустить сначала в 2012, потом в 2014 году – однако этого не произошло до сих пор.
Признавая плачевные результаты многих инфраструктурных проектов, реализуемых правительствами Чавеса и Мадуро, следует заметить, что за предшествующие президенству Чавеса 50 лет ни одно правительство не пыталось всерьез взяться за решение давно известных проблем транспортной и другой инфраструктуры страны.
Программа социального жилья, благодаря которой за последние шесть лет своё жильё получили более полутора миллионов семей, также не избежала ошибок. Пожалуй, самая большая из них – превращение этой программы, изначально рассчитанной на финансирование со стороны пользователей, в бесплатную. Изначально предполагалось, что семьи, получившие жильё в рамках этой программы, будут ежемесячно выплачивать государству очень скромную, посильную сумму, зависящую от их совокупного дохода, а полученные таким образом средства будут направляться на строительство новых объёмов социального жилья. Таким образом, государство играло бы роль великодушного ипотечного кредитора, чья деятельность направлена не на получение прибыли, а на благо населения.
Тем не менее, прошло уже почти семь лет со дня начала данной программы, а механизм получения оплаты с её бенефициантов до сих пор не внедрён. А строительство новых единиц жилья тормозит нехватка средств, особенно обострившаяся в результате падения цен на нефть. Таким образом, государство проявляет непозволительную расточительность, которая, к тому же, приводит к вопиющей несправедливости – люди, уже получившие жильё, ничего за него не платят, в то время, как нехватка средств у государства задерживает получение социального жилья очередниками, вынужденными ютиться в самостройных районах или платить сногсшибательные суммы за считанные квадратные метры в квартирах частных арендодателей.
Кроме того, Чавесу не удалось решить старые проблемы аграрного сектора страны, которые создали предпосылки для продовольственного кризиса. В течение десятилетий, предшествовавших правлению Чавеса, в Венесуэле проходило стремительное сокращение крестьянского класса. Жители сельскохозяйственных регионов в массовом порядке мигрировали в города, село в значительной мере обезлюдело, огромными земельными участками владели латифундисты, которые перестали их обрабатывать, переключившись на более выгодные виды бизнеса. В результате, к приходу к власти Чавеса страна импортировала 80% потребляемого продовольствия.
При Чавесе ситуация с продовольствием улучшилась – но недостаточно. Раздача государственных кредитов мелким сельхозпроизводителям – при слабом контроле за их использованием – в значительной мере вылилась в их проедание. Другие меры так и не были проведены в жизнь – хотя те же коммунисты рекомендовали президенту создавать сеть коллективных или кооперативных хозяйств, раздавая им земли латифундистов и обеспечивая техническую поддержку через создание машинно-технических станций. Однако против этого резко выступала простимулированная богатыми землевладельцами оппозиция. Как результат, нерешительные и половинчатые действия Чавеса в итоге вылились в нынешние проблемы с поставками продовольствия.
Впрочем, в сегодняшней Венесуэле наблюдается откат в решении многих проблем, которые удалось исправить при Чавесе. Так, если с 2005 года в Каракасе практически полностью удалось решить проблему детей-беспризорников, то сейчас они снова нападают на людей в центре города. Падает качество медицинских услуг, которые оказываются в рамках государственных программ, растут цены на продовольствие, которое становится дефицитом благодаря скоординированным действиям спекулянтов.
Иногда лекарства попросту пропадают зря. В прошлом году я сам видел в военном ангаре около города Барселона (столица венесуэльского штата Ансоатеги) тысячи коробок с просроченными медицинскими препаратами кубинского, португальского, китайского, южнокорейского и венесуэльского производства. Военные объяснили мне, что они получили этот ангар от министерства здравоохранения, а виновник преступной халатности сидит в тюрьме – потому что медикаменты безнадежно пропали, и их должны ликвидировать химики. Все это показывает, что Чавес так и не смог создать эффективную систему контроля за использованием подобной продукции – ведь в 2009-2010 годах на портовых складах страны точно таким же образом пропали тысячи тонн продуктов, но из этого так и не было сделано практических выводов.
В этих условиях правая оппозиция явно взяла курс на насильственное свержение государственной власти. Однако, значительная часть населения страны понимает, что сместив чавистов, правые сразу же вернутся к неолиберальным экономическим реформам дочавистской эпохи, со всеми вытекающими из этого последствиями для страны. Поэтому, даже сейчас, когда оппозиция, опираясь на поддержку Трампа, открыто реализует в Каракасе «украинский сценарий», множество жителей небогатых районов столицы выходят на массовые контрмарши протеста, об одном из которых рассказала в своем репортаже жительница Каракаса Ольга Лопес. И, судя по последним событиям, пока что попытки оппозиции, которая пытается вновь, как в 2014 году, раскрутить на полную мощность маховик насилия, пока что все еще не приводят к ожидаемым правыми результатам.
Дмитрий Штраус
Каракас
Читайте по теме:
Дмитрий Штраус. Как Мадуро переворот совершил
Славой Жижек. Сердце больше жизни
Дмитрий Колесник. Николас Мадуро. «Тень Чавеса»
Андрей Манчук. Три встречи с Чавесом
Дмитрий Штраус. Есть ли голод в Венесуэле?
The Economist. Последний бой Чавеса
Дмитрий Штраус. Семь часов в очереди к Чавесу
-
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>