10 мая 1940 года германские войска начали операцию «Гельб» – военную кампанию против Франции, Англии, Голландии и Бельгии. Боевые действия продолжались всего сорок дней. К концу июня Бельгия и Голландия были оккупированы вермахтом, Франция была вынуждена подписать унизительный мир, а английский экспедиционный корпус бежал на британские острова, оставив победителям все тяжелое вооружение и снаряжение.
История Второй мировой войны всегда будет рассматриваться через идеологическую призму – поскольку этот конфликт являлся частью глобальной гражданской войны первой половины XX века. Сегодня правящие классы предлагают нам видеть в ней торжество «западных демократий», которые триумфально победили нацизм и спасли от него мир. В то время, как руководимый «ложной» идеологией Советский Союз терпел постоянные поражения от нацистов, спасая ситуацию исключительно за счет штрафбатов и западного «ленд-лиза».
На беду современных пропагандистов, события 1939-1940 годов никак не укладываются в прокрустово ложе этих идеологических построений. Печальные факты свидетельствуют: располагая значительно меньшими силами и ресурсами, тоталитарные нацисты раз за разом громили войска могучих европейских демократий. Английские и французские генералы, которых не мариновали в ГУЛАГе и не пугали гестапо, демонстрировали чудеса бездарности. Солдаты союзников не защищали до последней капли крови демократические институты, двухпалатный парламент и хрустящую французскую булку, а массово сдавались нацистам в плен. А жители «развитых европейских стран» в большинстве случаев не уходили партизанить, а демонстрировали редкостное равнодушие к происходящим событиям, покорно склоняя выю перед захватчиками.
Причины этих катастроф должны были бы стать предметом изучения историков, публицистов и режиссеров – подобно тому, как события 1941-й года являются темой активных общественных дискуссий, которые давно проходят в странах бывшего СССР. Однако, проблема в том, что современным политическим элитам Евросоюза и США не очень удобно говорить о военном и политическом крахе западноевропейских буржуазных режимов, который случился на первом этапе Второй мировой войны.
В результате, картина этого поражения прячется за отдельные успехи и единичные случаи героизма. Именно о них рассказывает «Дюнкерк» – новый фильм известного режиссера и продюсера Кристофера Нолана. Его лента посвящена истории эвакуации остатков британского экспедиционного корпуса, которая производилась из района Дюнкерка летом 1940 года, после блицкрига немецких танковых групп. Мы видим в ней солдат, которые отчаянно пытаются спастись от плена, храбрых летчиков на последних галлонах бензина прикрывающих уходящие в Англию корабли, добровольно участвующих в эвакуации матросов, и отца-адмирала произносящего перед ними патриотический спич.
Но за кадром остается сам колоссальный разгром англо-французских союзников, которым не помогло превосходство в танковых силах, артиллерии и флоте. Конечно, либеральная историография всячески старается преуменьшить масштабы этого поражения. Однако, они очевидны. Сразу же после Дюнкерка Франция вышла из войны через капитуляцию, а Великобритания уже не могла самостоятельно проводить наступательные военные операции в континентальной части Европы. Великий военный альянс Франции и Англии, который диктовал условия миропорядка со времен Крымской войны, и был скреплен победой Антанты, в одночасье рухнул. Англичане вернулись в Европу только в 1944 году – но уже как младшие партнеры американцев, и вынужденные союзники наступающих с востока «советов».
В «Дюнкерке» лишь мельком говорят о том, что, в конечном счете, позволило спасти и вывезти английские части. Неудобные факты свидетельствуют, что Гитлер отдал приказ остановить немецкие бронетанковые дивизии перед финальным наступлением на окруженную группировку, предоставив возможность для эвакуации английского корпуса. Между тем, советские историки давно указывали на очевидные политические мотивы этого странного с точки зрения логики военных действий решения. Не секрет, что вплоть до 1939 года Третий Рейх вел с Великобританией активную дипломатическую игру, а его лидер всегда видел в Британской империи образец для подражания.
Именно благодаря англо-германскому соглашению по флоту были восстановлены военно-морские силы кригсмарине, и выкован тот нацистский трезубец, который превратил потом Атлантику в кладбище для британских конвоев. Давление английского правительства заставило «мировое сообщество» признать ремилитаризацию Рейнской области, аннексию Австрии, расчленение Чехословакии. Мы до сих пор не знаем, какие вопросы обсуждал на тайных переговорах с британскими политиками приземлившийся в Шотландии Рудольф Гесс – и западные историки, которые всегда озабочены допуском к советским архивам, почему-то не требуют прояснить эту тайну. Впрочем, сам Гитлер неоднократно публично заявлял о том, что хотел бы видеть в Англии союзника, и открыто копировал систему английской колониальной администрации, подчеркивая «расовую близость» немцев и англичан. Вполне возможно, что «зеленая улица» бегущим британцам действительно была знаком готовности к почетному миру с Западом. Но Англия предпочла стать младшим партнером Вашингтона, а не Берлина.
Так же нехотя, мимоходом, было освещено в фильме фактическое предательство своих неудачливых французских союзников, которые совершили в дни Дюнкерка британские командиры. Французские войска до последнего момента прикрывали английскую эвакуацию – а потом были брошены Лондоном на произвол судьбы. Вишенкой этого торта стала вероломная бомбардировка остатков французского флота, которая подтолкнула общественное мнение Франции в объятия прогерманского режима Виши. Впрочем, подобное поведение было типично для британцев. Спустя два года, после капитуляции Сингапура, в нем были брошены многочисленные части британских войск, «туземные» полки и гражданские служащие.
Увы, но у сценаристов Кристофера Нолана не было ни возможности, ни желания распутать этот клубок сложных и неудобных вопросов, которые по-прежнему сохраняют свою прежнюю актуальность. В итоге, «Дюнкерк» стал еще одной картиной о выигранном бое в проигранной войне – слабым пропагандистским фильмом, который не дает понимания причин европейской трагедии начала сороковых.
Артем Кирпиченок
Читайте по теме:
Кен Оленде. Скелеты в шкафу Британской империи
Андрей Манчук. Дежавю Рейкьявика
Георгий Касьянов. Политика присваивает прошлое
Мачей Вишнёвский. «Волынь. Про любовь в бесчеловечные времена»
Сергей Киричук. «Молодой Карл Маркс». Премьера
Даниэль Лазар. Кем был Степан Бандера?
Андрей Манчук. Гибридное примирение
Артем Кирпиченок. Новые выборы в «Карточном домике»
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>