Будьте готовы менять мирБудьте готовы менять мирБудьте готовы менять мир
Політика

Будьте готовы менять мир

Самех Нагіб
Будьте готовы менять мир
Опыт говорит о том, что революционную организацию следует строить исходя одновременно из твердости принципов и гибкости тактики

15.07.2013

Предисловие переводчика: «Бравые ребята» египетской революции или политически безответственные авантюристы? «Революционные социалисты» Египта вырвались из подполья два с половиной года назад, начав задавать тон протестным акциям и поднимая одну за другой кампании против очередных египетских правителей. Не сложно понять, что их называют «бравыми ребятами» рядовые участники египетских протестов, а быстро сменяющиеся египетские правители именуют этих людей «политически безответственными авантюристами».

Еще в 2003-м году прокуратура Египта определяла «революционных социалистов» как «отщепенцев, пытающихся свергнуть правящий режим»; прокуратура в период правления «Мусульманского Братства» называла их «врагами государства», а члены военных трибуналов в период правления военных объявила левых «угрозой существованию государства». «Революционные социалисты» нередко подвергаются критике, как слева (за ситуативные союзы с исламистами), так, естественно, и справа (со стандартными обвинениями в подрыве государственности, религии и общественных устоев). «Иногда с исламистами, но всегда против государства» таков был ответ «революционных социалистов» на эти обвинения.

Сейчас их нередко обвиняют также в том, что, формально выйдя из подполья, они сохранили в «андеграунде» значительную часть своего состава; многие левые также обвиняют их в поощрении «культа мученичества за революцию» и копировании тактики подпольных исламских религиозных сект. «Революционные социалисты» Египта, подвергаясь репрессиям и расправам, в течение долгого времени работали, как с египетскими рабочими, так и с молодежью и подростками бедных кварталов. Они организовывали протесты против Мубарака, против военной хунты и против «Братьев-мусульман». В июне этого года «революционные социалисты» громившие офисы «Мусульманского Братства», снова изменили тактику, выступая против начавшихся репрессий «против братьев-мусульман», и предрекая новый виток революции после намеченных через полгода новых выборов.

Революционная волна подняла эту организацию, поскольку из подполья она вышла с готовой материальной базой, целой сетью активистов, разбросанных по всему арабскому миру (во многом благодаря активной работе в лагерях палестинских беженцев). Однако одной из основных причин такой популярности организации можно считать длительную работу по формированию революционного авангарда.

«Революционеры пытаются организовать авангард – наиболее продвинутые группы протестного движения, способные направлять борьбу. Существует два типа авангарда революции. Первый – это рабочие активисты. Мы поддерживали связь с рабочими активистами с самого начала первой забастовочной волны 2006-го года – именно поэтому мы столько смогли сделать в ходе уже самой революции…. Второй тип авангарда – это революционная молодежь – студенты и молодые рабочие, главная сила в ходе «оккупации» площадей» говорится в недавнем заявлении Революционных Социалистов «Кто играет ведущую роль в революционном движении Египта».

Почему еще недавно небольшой левой организации удалось оказывать значительное влияние на сам ход египетской революции? Мы предлагаем вашему вниманию статью Самеха Нагиба, египетского социолога и одного из лидеров «Революционных Социалистов» Египта. 

Мы живем в необычайные времена. Мировой капитализм находится в состоянии кризиса и приносит еще больше страданий людям, как в бедных странах, так и на Западе. В разных частях нашего мира сегодня поднимаются массовые движения сопротивления только кое-где это происходит быстрее. Если вы верите в возможность создания лучшего общества – просто откройте глаза, и вы увидите, что люди поднимают восстания и свергают режимы.

И для того, чтобы наконец настали эти необычайные революционные времена, нужно упорно и тяжело работать на протяжении многих лет перед самой революцией. Одних только общественных кампаний недостаточно. Одних лишь забастовок недостаточно. Нужна организация, которая сможет объединить различные проявления борьбы, чтобы довести революцию до ее логического конца – до победы.

Массы не будут вас ждать. Вы должны уже заранее быть наготове. Если у революционеров нет реализуемых и связных идей; если нет способности организовать движение, тогда вы проиграете другим силам реакционерам и реформистам. Они попытаются занять то пространство, которое не успели оккупировать революционеры. Последние два с половиной года весь Египет напоминал настоящий ураган – и он не улегся до сих пор. И в этот момент Революционные Социалисты, как организация, оправдали свое существование. Если бы у нас не было организации, построенной еще до революции, то нас быстро бы уничтожили – расколов на сотни частей.

Волна

Если мы заранее не готовим себя к таким моментам активности масс и революции, то волна захлестнет нас – мы не сможем устоять на ногах и предложить людям альтернативу существующему строю. Наша организация начала быстро расти, сразу же как только началась революция – расти как в численности, так и в смысле активности в тех районах, где нам ранее было крайне трудно вести свою деятельность. Многих привлекало уже само наше название «Революционные Социалисты». Люди раскупали газеты и вступали в беседу зачастую уже только потому, что у нас было революционное название и тогда мы стали рекрутировать людей более открыто. Мы стали широко известны в обществе благодаря той позиции, которую занимаем.

Мы постоянно подвергаемся атакам масс-медиа и военных. Однако народ видит, что мы люди принципов – те, кто не уступит и не сдастся под давлением военных. Привлечь людей несложно и новые товарищи приходят к нам из разных движений. Многие из них уже участвовали либо в организации профсоюза, либо в уличных протестах. Однако мы предлагаем им нечто большее. Мы говорим им, что нам нужна политическая организация – цельная и единая – чтобы преодолеть неравномерность борьбы. И потому сам тип организации, который вам необходим, должен быть разным на разных стадиях. Очевидно, что форма организации небольшой группы людей отличается от формы организации существенно разросшейся группы.

Аналогичным образом отличаются принципы строительства организации на революционном подъеме и на стадии спада. Есть, конечно, также определенная разница между легальной и нелегальной организацией. И потому нам важно было понять, как на разных этапах и в разные периоды формировалась организация большевиков в России. Большую часть периода строительства организации Революционных Социалистов мы были на нелегальном положении. После революции мы смогли действовать открыто, что существенно изменило и сам принцип нашей работы. Ведь нелегальная организация должна быть гораздо более централизованной. Прежде у нас не было свободного потока информации – руководство имело полную монополию на информацию – это было необходимо, поскольку мы постоянно опасались внедрения к нам сотрудников спецслужб и полиции.

Информация

Конечно, мы проводили дискуссии по разным вопросам. Но, будучи на нелегальном положении, у нас постоянно возникала проблема с доступом к нужной информации. Многие, вероятно, скажут, что мы не были в достаточной степени демократической организацией. Однако, если демократия предполагает общедоступность информации, то государство, внедрив своего агента, захватив кого-либо из лидеров и подвергнув его пыткам, сможет полностью уничтожить всю организацию. А ведь именно благодаря наличию организации мы смогли совершить такой рывок вперед после начала революционных событий. Максимальный подъем борьбы и происходит как раз во время революции.

Сейчас другое время, и наши люди знают, кто именно находится в руководстве организации. Мы можем общаться с другими членами организации и лидерами. Наши люди также знают, что происходит в других городах, и это придает многим уверенности в своих силах. Сейчас мы уже можем открыто рекрутировать новых членов, а это сильно отличается от нашей прошлой тактики. Если бы нынешняя революция произошла, скажем, десять лет назад, то не думаю, что нам вообще удалось бы выжить. Вырабатывать способность быстро занимать нужную позицию, объединять всю партию вокруг данной позиции и затем в нужный момент вмешиваться в ход событий – весьма проблематично начинать уже в ходе самой революции.

Эффективность во многом зависит от согласованности действий кадров – стабильной группы товарищей, способных вести, как партийную дискуссию, так и широкую борьбу. Даже если численность организации невелика, наличие такого костяка имеет решающее значение. Организация – это лишь инструмент, а не набор правил. Это инструмент помогает найти ответы на вопросы, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Как нам разрастись, как укорениться в среде рабочего класса, в студенческом движении и в бедняцких районах? Как сформировать кадры, способные устоять на всех виражах, подъемах и спадах, неизбежных на разных этапах борьбы?

Опыт говорит о том, что революционную организацию следует строить исходя одновременно из твердости принципов и гибкости тактики. Наш стремительный рост был обусловлен тем, что нам удалось привлечь многих анархистов. Мы принимали нередко совсем юных товарищей – тех, кто политизировался уже в ходе самой революции. У них еще нет опыта борьбы, но они желают осуществления незамедлительных перемен. Поэтому мы ведем и образовательную работу. Мы проводим митинги для тех, кто желает вступить к нам в организацию. Мы издаем брошюры о том, что такое социализм, о рабочем классе, написанные простым языком.

И здесь важно быть принципиальным но не скатываться в догматизм; важно признавать необходимость разных вариантов тактики, но не скатываться и в оппортунизм. В ходе революции многим организациям приходится пройти через непростые испытания. Но если революционная волна не разбивает вас, то выносит наверх, поднимая так, как вас не сможет поднять ничто иное.

Самех Нагиб

Socialist Worker

Перевод Дмитрия Колесника 

Читайте по теме:  

Третья египетская волна

Кристина Бочьялини, Айман Эль-Газви. Фабрика

Андрэ Влчек. Тьма египетская

Лори Пенни. С плакатами и электрошокерами – против сексизма

Артем Кирпиченок. Преодолеть египетский Тильзит

Маски сорваны (+фото) 

Дмитрий Колесник. Почти рождественская история

Майссун Суккери. Египет: между двумя площадями

Али Кадри. Неолиберальная пролетаризация в арабском мире

Джумана Юнис. Египетские рабочие защищают революцию

Иммануил Валлерстайн. Противоречия арабской весны

Дмитрий Колесник«Египетский Ноябрь. Бойня на Тахрире»


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал