Всё началось не так давно, когда
Верховная Рада Украины приняла закон «О портах Украины». Некоторые положения этого закона дают возможность приватизировать самые лакомые куски портов – а причалы могут быть
переданы в аренду, без конкурса, сроком на 49 лет. Здесь можно провести
параллели с попытками приватизации железной дороги – напомним,
что ее предлагалось разделить на прибыльную часть, занимающуюся грузовыми
перевозками, которую можно будет приватизировать и убыточный сегмент, который
планируется оставить в государственной собственности. С портами Украины
поступили также. По мнению депутата Одесского областного совета Вячеслава
Страшилина, «частная кампания берет в аренду причальную стенку, а вся инфраструктура
остается висеть «мертвым грузом» на балансе государственного предприятия». Порты приносили государству прибыль – хотя были
загружены менее чем на 80% своих мощностей. Теперь же, под вывеской их модернизации,
начинается расхищение государственной собственности.
Стоит также заметить,
что управление портами будет осуществляться из Киева – а там, зачастую,
не видят объективную картину происходящих на местах процессов. Но главным
является то, что из-за принятия данного закона в Украине планируются массовые
сокращения рабочих, а заработная плата в Измаильском порту уже снизилась
примерно на 40% из-за сокращения рабочей недели. Задолженность по зарплате
составляет несколько месяцев. Ее выплачивают по 200-300 гривень, что совершенно
не позволяет содержать семьи, оплатить коммунальные услуги, или даже купить
еду. Рабочие Измаила называют эту ситуацию катастрофической. Однако, в
атмосфере тотального давления со стороны администрации, нашлись люди, готовые отстаивать
свои права. Сергей Стынка, руководитель непризнанного профсоюза
работников Измаильского порта, рассказал LIVA.com.ua о причинах и целях борьбы дунайских рабочих,
которые организовали массовую акцию протеста.
– Сергей, расскажите, как вы пришли
к созданию независимого профсоюза, и какие действия намерены предпринять в дальнейшем?
– Идея создания независимого профсоюза родилась у нас весной прошлого года, когда
в сознании людей всё больше укоренялась мысль, что для оказания сопротивления
произволу властей и администрации необходимо «держаться вместе». Мы поняли, что
добиться успеха можно только солидарными действиями, по принципу: один за всех и
все за одного. Поскольку официальный профсоюз, возглавляемый Александром
Шубиным, полностью прикормленным администрацией человеком, отстранился от
проблем рабочих, и не оказывает никакой помощи, родилась идея создания именно
независимой профсоюзной ячейки.
Изначально в работе профсоюза принимало участие около 70 активистов. Однако
из-за постоянного давления со стороны администрации, многие предпочли «не светиться».
– Расскажите подробнее об этом давлении? Надеюсь,
до физического давления дело пока не дошло?
– Пока нет. Но нам уже угрожают. Звонят со скрытого номера, и объясняют, что если мы не угомонимся, с нами будут «говорить по-другому». Я
официально заявляю, что мы заранее подготовились к такому сценарию, и на базе
независимого профсоюза создана рабочая дружина, которая будет защищать каждого
члена профсоюза. Кроме того, нас постоянно пугают увольнениями, выговорами, и
даже тем, что нами займутся правоохранительные органы – но мы знаем, что правда
на нашей стороне. Мы не хотим ничего чужого, мы идём бороться за свою зарплату.
– А какую позицию занимает офоциальный
профсоюз, представляющий ФПУ?
– Официальный профсоюз превратился в некое подобие соцстраха, который высчитывает
деньги с рабочих, а потом на малую часть из них раздает новогодние подарки.
Руководство официального профсоюза находится в сговоре с администрацией. Они ни
в какую не хотят нас признавать, на каждом углу кричат, что мы – это шайка
бунтарей.
Вчера рабочие нашли листовки, где их уговаривали не идти на акции протеста.
Там обливали грязью меня и ещё нескольких активистов. Пишут, что мы карьеристы,
и что я хочу пробраться в депутаты. Это даже не смешно. Я пришел в порт по
стопам своей матери и отца, которые проработали здесь всю жизнь. Я пришел, что
бы честно трудиться и обеспечивать свою семью. Около десяти лет я тружусь на предприятии
докером. Если раньше, докеры в среднем получали на руки получали около шести
тысяч гривен, то сейчас, из-за так называемой «модернизации» и «оптимизации
штатов» – после которого, кстати, сократили большое количество людей, на руки
получают немного больше трёх – и то, с задержками
и по частям.
Что это такое? Мы же не делаем свою работу с задержками и по частям? А обычный
рабочий, – например, слесарь – в связи с сокращением рабочей недели вообще еле
до тысячи дотягивает. Как сегодня можно прожить на 1000 гривен?
– Расскажите о планируемой акции
протеста. Чего вы хотите добиться?
– Мы подали уведомление в местные органы власти – о том, что в соответствии
с 39-й статьей конституции, мы будем проводить мирную акцию протеста.
Прежде всего, мы хотим привлечь внимание к существующим на предприятии
социальным проблемам, и к тем условиям, в которых работают сейчас наши. На
акцию изъявили желание выйти более половины рабочих предприятия – а это больше
чем полторы тысячи человек. Однако, повторюсь – из-за постоянного давления, угроз по телефону,
формирования негативного общественного мнения с помощью провокационных листовок и в интернете,
мне тяжело сказать сколько в итоге будет людей. Дошло даже до того, что
началось давление на автобусных перевозчиков. Мы организовали подвоз людей с
предприятия к месту акции протеста. Однако, власти сразу же начали звонить и
угрожать тем, кто занимается перевозками.
На нас идет всестороннее наступление. Чувствуется, что администрация боится
протеста портовиков. Хотя мы желаем добиться только того, чтобы никто больше не
остался без работы и чтобы каждый получал достойную зарплату.
Эта акция протеста будет предупредительной – сегодня мы ведем переговоры с
рабочими других портов Украины, и я твердо уверен, что если нам откажут, то на следующую акцию
протеста выйдем не только мы, но и рабочие портов Одессы, Южного, Ильичевска,
Херсона и других городов.
Наша сила – в солидарности и в справедливости наших требований. «Izmail on strike»!
Беседовал Александр Волохов.
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>