Неудобная махновщинаНеудобная махновщинаНеудобная махновщина
Дискусія

Неудобная махновщина

Вячеслав Азаров
Неудобная махновщина
Любые выступления анархистов и леваков в защиту трудовых и социальных прав выставляются как дестабилизация ситуации и пособничество Путину

17.06.2016

В ночь на 14 июня 2016 года в Мариуполе осквернили памятник махновскому командиру Кузьме Апатову. На постаменте красной краской было написано «кат» (палач), нацистский код 14/88 и лозунг «смерть русне». Это был не первый акт вандализма против монумента – в сентябре 2014 года бюсту махновца отбили нос и левый глаз. Но нынешние однозначные надписи на некогда единственном в СССР памятнике махновцу, в общем, ставят точку в спорах о возможности сосуществования петлюровской и махновской традиций в рамках единого национально-освободительного движения.

Попытки выставить махновщину одним из вариантов «визвольних змагань» шли с первых лет Независимости. Но особую активность они обрели после реванша регионалов на парламентских выборах 2006 года. Таким образом националисты пытались продвинуть свою идеологию на Юго-Восток. Сайты правой оппозиции писали об исконно анархическом духе украинцев, о таком специфическом празднике, как День Черного знамени. Но это было именно прикрытие, что показал махновский фестиваль августа 2006 года в Гуляйполе, где под националистическими флагами со сцены звучали антисемитские и русофобские лозунги. «Махнофест» стал элементом кампании по раскрутке партии «Народная самооборона» в русскоязычных регионах.

Образ Махно и символы его движения активно эксплуатировались и на Евромайдане. Причем, не только частью анархической субкультуры, которая, по безграмотности, посчитала возможным участвовать в протестах рядом с нацистскими группировками. Махновские лозунги вроде «Свобода или смерть!» юзали даже явные ультраправые. А апогеем государственной приватизации махновщины стал бронеавтомобиль «Махно», созданный специально для АТО на Донбассе. Но вся эта буржуазная «украинизация» махновского движения была выдуманной, выхолощенной, лишенной общественного смысла и реальных целей борьбы анархического повстанчества.

В то же время майданный режим руками ультраправых целенаправленно подавлял все, что составляло созидательные цели махновцев, ради которых они вели борьбу с красными, белыми и желто-голубыми армиями. Любые выступления анархистов и леваков в защиту трудовых и социальных прав выставляются как дестабилизация ситуации и пособничество Путину, а борьба за самоуправление – как скрытый сепаратизм. Согласно «закону о декоммунизации» шло переименование немногих улиц, названных в честь анархистов Железнякова и Сакко с Ванцетти. И вот, в лице Апатова, власти наконец, добрались до самих махновцев. Кстати, улица его имени также была переименована в Мариуполе незадолго до очередной атаки правых вандалов.


Относительно Апатова есть разные оговорки – говорят, что он не всегда был махновцем, а после расформирования 3-й Заднепровской бригады Махно служил в частях РККА. Но по сводкам 14-й армии в составе его Мариупольского полка и тогда оставалось много махновцев. Поэтому Апатова, безусловно, можно считать боевым командиром махновского движения времен второго союза с большевиками. Сам он коммунистом не был, сражался на белогвардейских фронтах, где и погиб в 1920 году. Поэтому, даже с точки зрения правящей идеологии, никакой вины перед Украиной Апатов иметь не может. А оказаться в списке Института национальной памяти, политическая ангажированность которого всем известна, Апатов мог разве что за участие в установлении Советской власти.

И тут мы подходим к важнейшему вопросу об идейном, а не формальном понимании украинской истории, из которой следует черпать не штампы, а смыслы. Анархисты вообще и махновское движение, в частности, тоже продвигали свой советский проект – «Вольный советский строй». Советы мыслились в нем автономными органами самоуправления, как это изначально и задумывалось для всех советских организаций до того, как они стали элементами жесткой иерархии власти в СССР. Советский проект махновцев исходил из приоритета самоуправления в решении местных вопросов и формирования общей политики в стране снизу, через делегатов от местных Советов. Что близко к сегодняшнему эталону демократического управления обществом.

Поэтому реальный смысл махновщины очень неудобен любым авторитарным режимам, которые стремятся реорганизовать общество посредством диктатуры. Все лозунги гражданских свобод, самоорганизации и самоуправления используются ими в своих государственных переворотах как приманка для мобилизации масс. Но тактика переворота в общем одинакова – для борьбы с Центром старой власти нужно требовать автономии на местах, а потом, захватив власть в Центре, – бороться с местным самоуправлением.

Так работал лозунг «Вся власть Советам!» у большевиков. Центральная Рада сначала требовала автономии в составе России, потом – государственной независимости, и, наконец, силой насаждала свою власть в провинциях. Вспомним хотя бы заговор гайдамаков и разгром ими махновского бюро в Гуляйполе апреля 1918 года, при подходе германских и петлюровских войск. Благо анархисты – народ буйный и непокорный, нарушения с их стороны авторитарного централизма ни большевикам, ни петлюровцам долго ждать не приходилось.

И сегодня майданный режим идет тем же путем подавления и диктата, который проторили его предшественники, разгонявшие махновские Вольные Советы. Ведь идеи всеобщего самоуправления строго антагонистичны нынешней власти олигархов и западных наместников, прикрывающейся «украинством».

А настоящая махновщина сможет стать историческим ориентиром для украинского общества только тогда, когда оно выйдет на путь последовательной демократизации, социальной реорганизации снизу. Когда станет востребованным политическое раскрепощение гражданина, не на словах, а на деле следующее ст.5 Конституции о народе, как единственном источнике власти. И тогда Безвластная трудовая федерация махновцев безусловно предстанет вдохновляющим символом – как первый в истории человечества масштабный эксперимент всеобщего самоуправления, который породила Украина, и которым она имеет полное право гордится.

Вячеслав Азаров

Читайте по теме:

Артем КирпиченокМаннергейм чешется

Илья БудрайтскисКому грозит историческая ответственность

Джош КоэнИсторик, обеляющий прошлое Украины

Андрей МанчукЛогика безумия

Даниэль ЛазарКем был Степан Бандера?

Алек ЛунНационализм – ядро Евромайдана


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал