Тони Негри в городе трех революцийТони Негри в городе трех революцийТони Негри в городе трех революций
Культура

Тони Негри в городе трех революций

Роман Осьмінкін
Тони Негри в городе трех революций
Ты смотришь на тень бомжа, плывущего вдоль витрин светящихся бутиков. Стекло прозрачное, но бомжу никогда не попасть по ту сторону - только в качестве сумочки из бомжьиной кожи

30.03.2014

Остроносый Тони Негри на девятом десятке лет разрезает руками воздух, риторически вопия о необходимости что-то сделать наконец с частной собственностью. Ибо частная собственность - это великое достижение капитализма нового времени - произвела на свет великий прогрессивный проект - современную демократию.

Но эта же частная собственность и сдерживает развитие демократии, превращая последнюю в формальный аппендикс капитала, не вырезав который, не сделать следующий цивилизационный скачок. Скачок к подлинной фактической демократии без частной собственности - демократии под знаком "общего" - Common Wealth - которое "позволяет конституировать бытие и не может быть никем переприсвоено или приватизировано". Общего, которое есть "материальные предпосылки производства, не нуждающиеся ни в капитале, ни в эксплуатации для того, чтобы существовать". Общего, которое есть "неотчуждаемая материя, на основе которой мы можем строить демократию".

Однако созидать общее способен только живой труд - скрытая белка в колесе капитала. Живой труд насильственно прекаризируем, но благодаря своей постиндустриальной когнитивности, накапливает в себе излишки, выводящие его на качественно новый уровень - сетевого труда - кооперации свободных творческих сингулярностей, объединяющихся в множества. Эти множества и способны расширять границы общего и тем самым учреждать новую контр-власть - истинную демократию бесконечно устремленную к равенству.

Остроносый Тони Негри на девятом десятке лет вещает общие слова об общем. Ты шагаешь в предсумеречный город трех революций и видишь галерею современного искусства Анна Нова, в которой современный художник Хаим Сокол показывает в картинках историю угнетенных, поверх образов которых от руки нанизаны цитаты Беньямина про то, что каждый момент истории обладает революционным шансом. Про то, что традиция угнетенных учит нас, что переживаемое нами «чрезвычайное положение» – не исключение, а правило, и наша задача – создание действительного чрезвычайного положения. Хаим Сокол показывает оперу Спартак на музыку Хачатуряна, где рабочие мигранты с ведрами на головах моют асфальт швабрами или пинают сдутый мяч в оранжевых робах, забивая голы в триумфальную арку императора Константина, сооруженную из папье-маше в обшарпанном дворе неопределенного местоположения.

Ты шагаешь по улице Жуковского, хорошего поэта и прекрасного учителя просвещенного абсолютизма, вправившего мозги своему святейшему монаршествующему ученику так, что тот наконец-то первым из своей династии сподобился великодушно даровать сверху некое подобие свободы русскому мужику и бабе, де-юре отменить постыдное крепостничество. Но чтобы отменить последнее де факто -нужно настоящее широкое низовое движение - тектонические социальные сдвиги снизу - взгляд на власть как созидание снизу. Этого одной шестой части суши и не доставало, не достает и недоставать будет.

Поэтому ты выходишь в уже окутанный сумерками холодный каменный город и смотришь как рабочие мигранты аккуратно и почти нежно передают друг другу кусочки брусчатки, чтобы последний из них укладывал ту в мостовую. Под брусчаткой пляж, но рабочие мигранты пока этого не знают.

Поэтому ты смотришь на ползучую тень бомжа, как медуза плывущего вдоль витрин светящихся бутиков Большого пр. Петроградской стороны. Стекло прозрачное, но бомжу никогда не попасть по ту сторону - только в качестве сумочки из бомжьиной кожи - последнего писка моды верных жен номинантов первой сотни Forbs.

Социальный разрыв ширится - общество расползается по швам. Империя трубит боевой клич. Дети олигархов седлают коней, но скачут по заливным альпийским лугам и пьют парное молоко из кадки полногрудой волоокой швейцарской молочницы.

Роман Осьминкин

Читать по теме:

Славой Жижек «Неприятности в раю»

Алень Бадью «Не принимать язык врага»

Шречко Хорват «Призрак Ленина»

Оуен Хезерли «Модернити для марксистов»

Славой Жижек «Восстание буржуазии на зарплате»


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал