В остросюжетном детективе Мартина Круза Смита «Гаванский залив» американского туриста вовлекают в заговор против Фиделя Кастро – однако вскоре он узнает, что этот заговор на самом деле был организован самим Кастро. Фидель прекрасно знал о росте недовольства своим правлением, – причем даже в высших эшелонах окружающих его функционеров. И поэтому раз в два года приказывал тайным агентам организовать заговор по свержению самого себя, чтобы затем искоренить из аппарата управления нелояльных ему функционеров. И вот, когда заговор должен вот-вот осуществиться, мятежников сразу же арестовывают и ликвидируют. Это именно то, что сделал бы в первую очередь и я, если бы правил миром – чтобы обезопасить свое правление.
Таким же образом, кстати, поступает и сам Бог в романе Честертона «Человек, который был четвергом» - так что я, в случае чего, оказался бы в очень хорошей компании.
Следующим моим шагом стало бы снижение уровня жизненных стандартов моих подданных. Зачем? Это как бы урок, который можно извлечь из коротенькой новеллы Исмаила Кадаре «Пирамида»: египетский фараон Хеопс объявляет, что не желает строить пирамиду, как это делали все его предшественники. Встревоженные его словами советники говорят ему, что строительство пирамиды является важнейшим моментом для сохранения его же власти – потому что так людей можно удерживать в бедности, отвлекая их от проблем, и, следовательно, держать в подчинении. Хеопс признает истинность их слов и поэтому предлагает советникам рассмотреть и другие варианты уменьшения благосостояния граждан: можно было бы, например, втянуть Египет в войну с соседями или же устроить какую-нибудь природную катастрофу – например, помешать регулярным разливам Нила и тем самым подорвать сельское хозяйство.
Однако эти варианты отвергаются, как слишком опасные. Египет ведь может и проиграть в войне, а природные катастрофы могут вызвать неконтролируемый хаос. Поэтому они возвращаются к идее строительства пирамиды – но уже настолько большой, чтобы ее строительство мобилизовало ресурсы всей страны, высосало энергию из населения и все вокруг ходили бы по струнке. Реализация этого проекта на целых двадцать лет ввергает страну в чрезвычайное положение. Тайная полиция постоянно раскрывает факты саботажа и производит аресты в этаком сталинистском стиле. Происходят публичные покаяния и казни.
Однако, я бы все-таки постарался подыскать для себя какую-нибудь миссию, соответствующую нашему времени – например, можно инвестировать огромные суммы денег в полет человека на Марс или другие планеты. А для финансирования таких экстравагантных государственных проектов я бы издал законы, пропагандирующие курение. Заядлые курильщики умирают рано, и просто представьте себе, сколько денег смогло бы сэкономить на пенсиях и здравоохранении государство. При моем правлении (а правил бы я где-то в советском стиле) – каждому, кто выкуривает не менее двух пачек сигарет в день, снижались бы налоги, и он награждался бы специальной медалью «Национального героя за укрепление финансов».
И далее: чтобы укрепить общественную мораль и сократить сексуальную распущенность, я бы ввел обязательное сексуальное обучение в школьную программу для начальных классов. Во время таких уроков должен использоваться такой же подход к предмету, как в знаменитой сценке из «Смысла жизни по Монти Пайтону», где учитель рассказывает ученикам о том, как возбудить женщину. Пойманные на незнании предмета сконфуженные ученики отводят взгляд и запинаются в ответах. Учитель делает им замечание за то, что они не сделали домашнее задание. И при помощи своей жены он демонстрирует им введение члена во влагалище. Когда один из учеников украдкой смотрит в окно, учитель с сарказмом замечает ему: «Будь добр – расскажи и всем нам, что же там такого интересного во дворе?». Такое образование, несомненно, убьет всё удовольствие от секса у целых поколений.
И, наконец, чтобы люди относились друг к другу вежливо и доброжелательно, я бы ввел следующее правило: всякой беседе должен предшествовать период ритуальных вульгарных оскорблений. Зачем? Разве это не противоречит здравому смыслу, который говорит нам, что мы вспыхиваем и начинаем ругаться только когда во время учтивой беседы приходим в бешенство и не можем уже сдержаться? Однако, в данном случае здравый смысл ошибается (как, впрочем, и обычно). У меня с некоторыми моими хорошими друзьями есть такой ритуал: когда мы встречаемся, то сначала минут пять по традиции грубо и вульгарно оскорбляем друг друга. А уже когда это нам надоест, мы кивком головы сообщаем, что этот утомительный, но обязательный ритуал окончен, и можно расслабиться с чувством выполненного долга, чтобы начать нормальную вежливую беседу, – поскольку в действительности-то мы все-таки люди добрые и деликатные. Введение такого вот ритуала для всех станет гарантией мира и взаимоуважения.
Вы думаете, что это просто экстравагантные шутки? А подумайте-ка еще раз. Разве мы уже не живем в подобном мире?
Славой Жижек
Перевод Дмитрия Колесника
Читайте по теме:
Младен Долар. Курение и коммунизм
Славой Жижек. Самый адекватный перевод
Оуэн Хезерли. Модернити для марксистов
Бен Хильер. Мир, согласно Джине Райнхарт
Майк Эли. Коммунизм и ритуал
Чайна Мьевиль. «Марксистский путеводитель по монстрам»
Славой Жижек. Цензура порнографии
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>