«Ось цю мою улюблену сумочку в горошок комуністи сьогодні намагалися в мене вирвати. Але я не віддала... І ви думаєте, я віддам їм свою мову»?!
Метафоры Ирины Фарион становятся всё более непредсказуемыми. Кислорода в тесной аудитории — всё меньше.
На пару минут выхожу из зала — умыться и немного прийти в себя. Возле умывальников юные бойцы местного отделения «Свободы» обсуждают сегодняшнее «сражение»: «Артура забрали, Михайлика забрали. З комуняками билися»...
На вид ребятам — лет по 14-15. Для суровых «воинов нации» выглядят чересчур щупленькими и домашними. До товарищей из молодежных наци-группировок Киева, регулярно устраивающих нападения на политических противников им пока далеко. О том, что здесь националисты пока что не чувствуют себя настолько уверенно, говорит и место, которое выбрали для проведения встречи. Если в Киеве и даже в Харькове свою книгу о «мовной норме» Фарион презентовала в крупнейших ВУЗах, то в Донецке удалось договориться только об аренде конференц-зала в «малозвездночной» гостинице Eva.
Вход в отель пытались заблокировать представители КПУ. Но через их неплотное кольцо «свободовцы» пробились (сделав эффектную «картинку» для телеканалов). Потом была попытка штурмовать зал (на мой взгляд излишняя и даже опасная, при такой скученности людей в помещении). Охрана Фарион снова отбилась, успев, по ходу дела, применить запрещенный электрошокер.
Внутри аудитории, по ощущениям, человек 150. Не так уж много для большого города, но для маленького зала — безусловный аншлаг (потом это даст повод сторонникам националистов говорить об «огромном интересе», который приезд Фарион вызвал в Донецке). Публика обычная для подобных мероприятий: «просвитянские» бабушки и дедушки, немного разбавленные «патріотичними» студентами и преподавателями. Масса журналистов и блогеров, ждущих очередных «сенсационных» заявлений от украинского «Геббельса в юбке».
Но чувствуется, что в Донецке Ирина Фарион, всё-таки, старается контролировать свой ораторский пыл. Она не рассказывает о том, как нужно «плекати ненависть» к политическим врагам, не коверкает русские слова, и даже не употребляет выражение «мова окупантів». Из одержимого «ястреба» Фарион, на время, превращается в мирного «голубя», заводя старую национал-патриотическую пластинку «Схід та Захід разом». Признается в любви к «атлантам Донетчины», Василию Стусу и Владимире Сосюре (не вспоминая, конечно, о том что последний, несмотря на сложные отношения с Советской властью, никогда не отрекался от коммунистического мировоззрения).
Благостный настрой общения с заезжей любительницей донбасской поэзии удалось нарушить только в конце встречи. Взяв слово, я напомнил Ирине Фарион о том, что она находится в многонациональном Донбассе, где украинцы не составляют подавляющего большинства. Пробившись через возмущенные крики патриотических бабушек, я попросил гостью прокомментировать 16 пункт так называемой «Национальной конституции», разработанной ВО «Свобода». Этот пункт прямо, без обиняков, провозглашает жесткую дискриминацию граждан Украины по этническому признаку. В частности, он подразумевает процентные квоты на обучение в ВУЗах, работу в органах власти, в образовательной сфере, и в здравоохранении для представителей различных этнических групп. То есть, к примеру, среди студентов и преподавателей университетов или работников больниц должно быть не более 17,3% руских, 0,6% белорусов и 0,2% евреев.
И вот тут мы, наконец-то, увидели старую добрую Фарион. Сначала она кричала о том, что «Свобода» ничего подобного не планирует, и это всё «нісенітниці». (Cогласен, кстати. Это, действительно, полный бред; тем не менее, он размещен на официальном сайте партии). Потом резко сменила тактику - и начала рассказывать о том, что этнические квоты действительно предполагаются — но они необходимы для защиты прав украинцев.
Каким образом «паспортные» квоты на поступление в ВУЗ или на право работать врачом помогут защитить украинцев, госпожа Фарион не объяснила. Впрочем, ожидать от приверженцев национальных мифов рациональной аргументации — безнадежное дело. В свое время, итальянский философ Умберто Эко дал точную характеристику антирациональной, антимодернистской сущности праворадикального мировоззрения (которое он определял как Вечный фашизм или ур-фашизм):
«Ур-фашизм может быть определён как иррационализм... Иррационализм крепко связан с культом действия ради действия. Действование прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание — немужественное дело».
Каждое выступление Фарион подтверждает эту максиму. Она и ее единомышленники живут мифами о «Духе и Крови». В них можно верить, но их нельзя опровергнуть, поскольку они выходят за рамки критического мышления. Рациональный, материалистический подход для идеологии «ур-фашизма» неприемлем как таковой:
«Не можна приймати матеріалістичної системи цінностей, накинутих нам комунізмом та більшовизмом! Великий Іван Франко казав: "На кожного прагматика знайдеться ще більший прагматик, який розчавить його!».
Кстати, основой творческого мировоззрения Ивана Франко, которого Фарион беззастенчиво записала в свои союзники, был философский материализм. Но «відомового мовознавця» это не смущает. Ведь слепая вера не нуждается в реальных фактах.
Что можно противопоставить таким как она? Уж точно не попытки «улучшить», «откорректировать» их вариант национальной идеи. Фарион и ее соратники вовсе не «исказители национализма» (как пытаются утверждать умеренные нацдемы, испуганные «наездами» на воспитанников детских садов и слишком откровенными «хейт-спичами» в адрес «жидви та москалів»). На самом деле, это и есть истинный национализм — возведенная в культ этнократическая мифология, неизбежно стремящаяся к своей самой концентрированной — фашистской — форме. Мы не можем выиграть у фашистов на их поле — используя любую риторику, зацикленную на понятиях нации и этничности (нет смысла, например, поддерживать русскую патриотическую идею как альтернативу украинскому национализму). Мы должны противопоставить национальному мифу — пролетарский интернационализм. Этническому сознанию — классовую солидарность.
Кстати, пока националисты сталкивают лбами «русскокультурных» и «національно свідомих» трудящихся, представители класса крупной буржуазии доказывают собственным примером, что классовые интересы — гораздо важнее этнических.
То, что ВО «Свобода» получает финансовую поддержку со стороны олигархов явно не «титульной» национальности давно уже — секрет полишинеля. Теперь мы получили еще одно подтверждение. Хозяин печально известной шахты им. Засядько, один из самых одиозных членов Партии Регионов, Ефим Звягильский пригласил Ирину Фарион и ее однопартийца Михаила Блавацкого выступить перед шахтёрами. Говорят, что речи о Бандере и УПА перед утренней сменой на шахте освистали. Не удивительно. А через несколько часов, уже в зале гостиницы Eva, бывший шахтёр Пётр Побережный рассказал о том, что дружба Ефима с националистами имеет долгую историю:
«Він всіх зустрічав і казав: «А що, вони ж депутати, надо всіх принімати»... Коли партія українських націоналістів була іще слабувата, він допомагав фінансово».
Для того, кто делает деньги на смертях сотен рабочих, национальный вопрос — не более, чем политический инструмент. Можно поддержать независимость Украины и возглавить ее правительство, потом «репатриироваться» в Израиль (прячась от уголовного дела). Потом вернуться, вступить в Партию Регионов «защищать русский язык» и одновременно подкармливать агрессивных националистов.
Праворадикальные режимы — это предельно концентрированная форма капитализма, репрессивная реакция буржуазии на «угрозу слева». Так что держателям крупного капитала, независимо от их «пятой графы» (которую, напомню, «свободовцы» планируют вернуть в паспорта) опасаться нечего. Жертвами национальных конфликтов всегда становятся представители «низших» классов, не защищенные финансовой «подушкой безопасности». И только они могут преодолеть правую реакцию — объединившись для защиты своих классовых интересов: общих интересов для трудящихся всех рас и национальностей.
Всеволод Петровский
Фото автора
Читайте по теме:
Андрей Манчук. Любовь зла
Андрій Мовчан. «Двометровий горизонт»
Андрей Манчук. «Дикие шахты» в Снежном
Георгий Эрман. «Донецкий майдан»
Андрей Манчук. Почему Майдан – не Таксим
Всеволод Петровский. «Невидимые фашисты»
Ричард Сеймур. Сопротивление фашизму: между «рано» и «поздно»
Марианн Мэкельбер. Настоящая борьба только начинается
Андрей Манчук. Актуальность антифашизма
Іван Шматко. «Свобода» і вбивця біля ваших дверей
Андрей Манчук. Реальная угроза
Ґжеґож Россолінські-Лібе. Суспільство не бачить проблеми у неофашистських рухах
Андрій Манчук. Под руку с Тягнибоком
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>