Мы взяты в плен,
мы
брошены в тюрьму,
в одну и ту же:
я – внутри, а ты снаружи
тюремных
стен.
Плевать,
бывает хуже.
Куда
паршивей – четко сознавая
или
отчет себе не отдавая,
свою
тюрьму таскать в себе самом…
Унижены
до этого кошмара
так
много граждан, с честью и умом,
добросердечных,
скромных, работящих,
вполне
достойных, чтобы их любили,
как я –
тебя, как я люблю тебя.
Назым Хикмет. 1945 г. [1]
Турецкий фильм, посвященный так называемым тюрьмам F-типа, вышел в свет в декабре 2012 года [2]. Эта кинолента структурно состоит из девяти отдельных эпизодов, каждый из которых, снимался отдельным режиссером по своему сценарию. Несмотря на такое большое количество авторов, фильм оказался цельным и по-настоящему правдивым. Это своеобразный коллективный манифест левой интеллигенции Турции. Активное участие в съемах принимала группа Yorum – по ее сценарию был снят один из эпизодов, посвященный беседе турецкого революционера Мухарема Карадемира и представителей комиссии по правам человека. Кроме того, в фильме снималась вокалистка Yorum – Селма Алтын. В группе Yorum не понаслышке знают о турецкой тюрьме. С момента создания группы в 1985 году ее участники неоднократно арестовывались за свою приверженность революционным идеалам социализма. В частности, нескольким членам группы пришлось побывать и в тюрьмах F-типа [3].
Селма Алтын – солистка группы Yorum.
Государственные репрессии против левых носят в Турции системный характер [4]. На протяжении всего XX века местные власти самым жестоким образом подавляли коммунистическое движение. Символическое начало этому террору положили политические убийства в 1921 году, когда вернувшихся на родину турецких коммунистов зверски убили, выбросив их тела в Черное море. Репрессии против левых продолжались в Турции вне зависимости от смены политических лидеров и правящих партий. Антикоммунизм был одним из идеологических столпов существования Турецкой республики, и это дало право великому турецкому поэту Назыму Хикмету сложить в 1949 году строки:
Если
ты веришь
в
родину,
в мир,
в
человека,
ты будешь повешен
или
посажен в тюрьму» [5].
После прихода к власти военных в ходе политического переворота 12 сентября 1980 года революционное движение Турции испытало на себе особенно тяжелые репрессии. Согласно оценкам турецких правозащитников, после переворота было задержано 650 тысяч человек, 1 683 тысяч человек занесли в полицейскую картотеку, 230 тысяч человек привлекли к суду. 517 человек приговорили к смертной казни, и 50 из них были повешены [6]. Сопротивляясь пыткам и издевательствам, революционеры начали организовывать в заключении коллективные голодовки.
Сюжет фильма рассказывает о трагической странице истории социалистического движения Турции. В начале 2000-х годов в тюрьмах началась очередная серия голодовок [7], в знак протеста против созданных в 2000-м году тюрем нового образца. Прежние, старые турецкие тюрьмы состояли из грязных переполненных камер, где размещали по тридцать-пятьдесят человек, и были удобной средой для распространения революционной идеологии [8]. Борясь против революционного движения и желая создать красивую картинку для наблюдателей из Евросоюза, турецкие власти приступили в конце девяностых годов к строительству тюрем нового образца для содержания политзаключенных [9]. Юридическим основанием для этого стал антитеррористический закон № 3713, принятый еще в 1991 году. Согласно его положениям, предполагалось строительство новых тюрем, изолирующих политзаключенных в одиночных камерах [10].
Эти действия сопровождались масштабной военной операцией «Возвращение к жизни». В ней приняли участие около восьми тысяч турецких солдат. Операция по перемещению заключенных проводилась в двадцати тюрьмах, сопровождалаясь жестокими издевательствами и убийствами политзаключенных. Согласно официальной версии, во время штурма тюремных камер шестеро человек в знак протеста сожгли себя заживо. Однако, существует обоснованное мнение, что это убийство осуществили турецкие силовики [11]. Один из солдат, дежурящий в тюрьме Байрампаша во время операции «Возвращение к жизни», впоследствии признался: «Заключенные хотели выйти из горящих клеток и сдаться, но двери не открылись, пожарная бригада не вмешивалась» [12]. В общей сложности во время этих событий погибли 28 политзаключенных и 237 человек [13] было ранено [14].
Фото одной из камер, в которой произошел пожар [15].
По своей конструкции новые тюрьмы обеспечивали полную изоляцию заключенных. В камере размером от 8 до 12 кв.м. содержат от одного до трех человек. Все стены выкрашены в белый цвет, в камере находится минимум вещей (кровать, стол, стул) [16], и поблажкой является только прогулка в тюремном дворе, а также редкие свидания с родственниками и другими заключенными. Фильм показывает, что в целом камеры содержатся в чистоте и имеют благопристойный вид. Но суть в том, что режим полной тишины, изоляции и внешнего визуального однообразия, согласно задумке создателей тюрем, должен способствовать возникновению у заключенных сильнейшего психологического стресса, переходящего в психическое расстройство. В одной из сцен фильма показана девушка, которая каждое утро, с помощью записей и рассказов своей подруги, вспоминает кто она и где находится. С ней это сделала тюрьма.
Подобные условия содержания политзаключенных получили название «белая пытка». К 2007 году в Турции было создано тринадцать тюрем F-типа, разбросанных по всей стране, от Измира до Вана. Еще одной, «непризнанной» тюрьмой такого же образца является тюрьма на острове Имрали, в которой с 1999 года содержится Абдулла Оджалан. В среднем каждая тюрьма вмещала в себя по 368 заключенных. Согласно официальной статистике, общее число заключенных тюрем F-типа в 2007 году составило 4 966 человек [17]. По данным Ассоциации по правам человека, в 2010 году в тюрьмах F-типа находилось 325 заключенных, которым требовалось серьезное медицинское лечение. В действительности же эта цифра существенно выше [18]. Так, согласно официальным данным министерства здравоохранения Турции, в период между 2000 и 2011 годами вследствие тяжелых заболеваний в тюрьмах умерло 913 заключенных [19].
Тюрьма F-типа неподалеку от Измира © Google Earth
Фильм о тюрьмах F-типа рассказывает не только о тяжелых условиях содержания политзаключенных – он содержит в себе более глубокий посыл. Многие революционеры в фильме повторяют одни и те же слова: «Человеческое достоинство победит пытки». Изоляция от мира борьбы, от своих товарищей является для них самым ужасным мучением, которое невозможно облегчить содержанием в чистой и уютной клетке. Однако, несмотря на тяжелую тюремную атмосферу, фильм несет в себе жизнеутверждающее начало. Это особенно ярко проявляется в той взаимной поддержке и заботе, которые проявляют по отношению друг к другу турецкие революционеры. Даже в условиях заключения они празднуют 1 мая, демонстрируя пример стойкости и мужества.
Музыкальным сопровождением фильма выступают популярные в Турции песни группы Yorum, которые являются не просто звуковым фоном киноленты, а гимном сражению за права политических заключенных – как песня «Марш нового дня»
(Новый) день
настал, и все мы очнулись,
Стали к (общему) щиту,
За независимость пролили свою кровь.
Наш путь – революция,
Присоединяйтесь, братья, присоединяйтесь,
Эхо (революции) докатилось до нашей страны,
Наносим удар, братья, наносим удар.
Рабочие, крестьяне, все мы готовы (идти)
Против фашистского режима.
Начнем же гражданскую войну
Против империализма [20].
Тюремные стены не являются преградой для участия в политической работе – ведь те, кто охраняет политзаключенных, тоже находятся в тюрьме. В фильме показан охранник Рамазан, который страдая от одиночества, просит у одного из политзаключенных вступить с ним переписку. Возвращаясь с работы домой, он оказывается в такой же тюремной камере, которая всего лишь лучше обустроена. И этот эпизод означает для зрителей больше, чем история жизни одинокого и несчастного охранника – режиссеры как-бы отображают в нем в миниатюре жизнь всего турецкого общества, которое находится в тюрьме одиночества и отчуждения. Один из героев фильм произносит знаковые слова: «Мне не страшно находиться в тюрьме. Мне страшно не знать, что я внутри нее».
Максим Лебский
Автор выражает большую благодарность Екатерине Лазарь и Гюлан Дэниз за помощь при переводе материалов
Читайте по теме:
Андрей Манчук, Дмитрий Колесник. Интервью с группой «Bandista»
Карл Лебт. Турция: борьба за культурную гегемонию
Дарья Митина. Курдистан: свое кино без своего государства
Ахмед Шик. «Наше оружие свершит правосудие»
Андрей Манчук. Курдистан, которого нет
Александр Рыбин. Рожава – «народный дом»
Иммануил Валлерстайн. Таксим. Курдская дилемма
Андрей Манчук. Стамбул. Эхо «Ники»
Александр Иванов. Парк Гези. Театральная постановка
Андрей Манчук. Хасанкейф. Град обреченный
Абдулла Оджалан. Капитализм и женщина
[1] Хикмет Н. Стихотворения.М.1983. С.97
[2] Здесь можно скачать фильм с английскими субтитрами: https://torrentz.eu/4a636335afd4b5a62c2a06115ca9432018270fb8
[3] Music band releases film on Turkish F-type prisons // Hürriyet Daily News (October/19/2012) http://www.hurriyetdailynews.com/music-band-releases-film-on-turkish-f-type-prisons.aspx?pageID=238&nID=32734&NewsCatID=383
[4] См. цикл статей автора, посвященных истории левого движения Турции : Левое движение Турции и курды: союз или борьба? Часть 1 http://propaganda-journal.net/9281.html Левое движение Турции и курды: союз или борьба? Часть 2 http://propaganda-journal.net/9305.html Левое движение Турции и курды: союз или борьба? Часть 3 http://propaganda-journal.net/9310.html Левое движение Турции и курды: союз или борьба? Часть 4 http://propaganda-journal.net/9342.html
[5] Хикмет Н. Стихотворения.М.1983. С.124
[6] Киреев Н.Г. Борьба с террором в Турции: http://middleeast.org.ua/research/turkey.htm
[7] Устраивая голодовку , политзаключенные избегают употребления какой-либо пищи, ограничиваясь водой, чаем, сахаром, солью и витаминами. Данная методика растягивает срок голодовок на 100 и более дней.
[8] Turkish Film Describes Harsh Conditions in Country's Prisons // Voice of America (January 14, 2013)http://www.voanews.com/content/turkey-prison-movie/1583814.html
[10] http://www.tuerkeiforum.net/enw/index.php/F-type_Prisons,_Hunger_Strikes_and_Deaths
[12] Also commemorated today: Prisoners burnt alive in “Operation Back to Life” http://www.kurdishinstitute.be/also-commemorated-today-prisoners-burnt-alive-in-operation-back-to-life/
[14] Faik Özgür Erol F‐Type prisons, isolation and its consequences. P.1. // 2-nd International expert conference “The so‐called anti‐terror‐struggle using the example of Kurds – practice in the European legal sphere” Bonn, 10‐12 December 2010
[15] Also commemorated today: Prisoners burnt alive in “Operation Back to Life” http://www.kurdishinstitute.be/also-commemorated-today-prisoners-burnt-alive-in-operation-back-to-life/
[16] http://bianet.org/english/freedom-of-expression/135328-isolation-kills-life-in-f-type-prisons
[17] https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_prisons_in_Turkey
[18] Faik Özgür Erol F‐Type prisons, isolation and its consequences. P.2. // 2 nd International expert conference “The so‐called anti‐terror‐struggle using the example of Kurds –practice in the European legal sphere” Bonn, 10‐12 December 2010
[19] "Isolation Kills" - Life in F Type Prisons http://bianet.org/english/freedom-of-expression/135328-isolation-kills-life-in-f-type-prisons
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>