Этническая война и пустота либеральных ценностейЭтническая война и пустота либеральных ценностейЭтническая война и пустота либеральных ценностей
Культура

Этническая война и пустота либеральных ценностей

Нет Уiнн
Этническая война и пустота либеральных ценностей
Разве причина этнических конфликтов заключается лишь в том, что «плохие» находятся по обе стороны?

28.08.2014

Прошло уже достаточно времени с момента выхода фильма, но прошлой ночью я, наконец, посмотрел эту картину: ««Планета обезьянРеволюция». Надо сказать, что я всегда был падким на научную фантастику и фильмы о «конце света». Мне нравится размышлять о футуристических контекстах, которые я затем использую для того, чтобы глубокомысленно рассуждать о том, какими были бы условия жизни человека, если бы базовые установки определялись уже в наше время. Пусть даже в таком случае, они были бы и не столь впечатляющими.

История фильма – начало войны между человечеством, пребывающим в состоянии упадка и развивающимися высокоинтеллектуальными обезьянами – очень своевременна, поскольку современный мир охвачен множеством этнических конфликтов, пылающих от Украины и Ближнего Востока, до Фергюсона, штат Миссури.

Однако философия и идеи фильма кажутся не просто неполными, но и пессимистичными.

Первый фильм из этого цикла «Планета обезьян» – это история с реальными расовыми оттенками. В нас пытаются вызвать жалость к обезьянам, которых держат в клетках, подвергая жестокому обращению и угнетению. В сиквеле же эта идея не столь четко прослеживается – там речь идет уже, скорее, о добре и зле, которые можно найти по обе стороны конфликта. С этой точки зрения, фильм, в который попытались добавить больше разных оттенков, попадает в ловушку либеральной каши, подводя нас к мысли о том, что добро и зло будут существовать всегда, что и является причиной войны, и выхода из этого, казалось бы, нет.

Сюжет

Сюжет фильма повествует о группе людей и разумных обезьян, которые, из-за наследия прошлого испытывают взаимное недоверие друг к другу. Многие из обезьян старого поколения, как нам известно, сбежали из лаборатории, где с ними довольно жестоко обращались люди.

Обезьяны живут в лесу возле Калифорнийского залива и в течение последних десяти лет (после их побега из района Калифорнийского залива в первом фильме), они строят свое сложноустроенное сообщество.

Лидер сообщества, Цезарь, испытал со стороны человека, как любовь, так и ненависть больше, чем кто-либо из обезьян. Главный соперник Цезаря за власть – Коба. Он вырос в лаборатории, где с ним плохо обращались, и поэтому он ненавидит человеческую расу. Как становится известно, человеческие эксперименты с обезьянами привели к разрушительной эпидемии гриппа, которая привела к уничтожению большей части человечества в конце предыдущего фильма.

У выживших людей тоже есть лидеры, которые недоверчиво относятся к обезьянам. Их лидер, Дрейфус (Гари Олдман), считает, что обезьянам не стоит доверять, а Карвер обвиняет их в распространении эпидемии, обрушившейся на человеческую расу. Но есть и хорошие люди. Малкольм (Джейсон Кларк) – главный герой, пытающийся общаться с обезьянами, так как людям нужно восстановить дамбу на территории под контролем обезьян, для подачи электричества для тех, кто остался в Сан-Франциско. На протяжении всего фильма Цезарь и Малкомом начинают всё в большей степени доверять друг к другу по причине общего стремления сохранить мир в ситуации, когда все вокруг готовятся к войне.

Идеи фильма

Если без спойлеров, то можно сказать, что главное основная идея фильма – в сцене, в которой Цезарь убеждает Малкома в том, что он был неправ, когда думал, что обезьяна всегда лучше человека. Цезарь отвечает ему: «Теперь я понимаю, что мы такие же, как и вы».

Основной посыл этого тезиса – классическая либеральная идея об отношении к войне, расизму и этническим конфликтам. То есть, с обеих сторон есть «хорошие» и «плохие» люди, и нам нужно поддерживать хороших для того, чтобы плохие не привели к страшным последствиям.

Есть и ещё одна классическая либеральная тематика на тематику расы и конфликта – мы должны уживаться вместе, без какой-либо критики или желания изменить деспотическую систему, которая в первую очередь и является корнем конфликта. Вместо того чтобы поддерживать повстанцев, как в первом фильме, мы должны стремиться к миру между человечеством и обезьянами, между угнетателем и угнетённым. Нам предлагается ненавидеть Кобу – сердитую обезьяну, так же, как и бунтовщиков и мародёров в Фергюсоне или же тех, кто бросает камни и запускает ракеты по Израилю из сектора Газа. Мы должны научиться любить Антонио Френча [член городского совета Сент-Луиса, пытавшийся успокоить протестующих и «вернуть доверие к властям»] и палестинские власти, ищущие компромисса с системой. 

 В фильме есть и довольно много пессимизма относительно способности разумных существ (человечества) сделать мир лучше. Цезарь понимает, что обезьяны так же несовершенны, как и люди. И что же нам остаётся, кроме того, как признать, что мир обречён и принять его таким, каков он есть, пытаясь получить от этого как можно больше выгоды. Мы неизбежно будем ненавидеть, будем жадными и будем убивать друг друга.

И, наконец...

Я всё равно рад, что посмотрел эту картину. Сама история довольно интересна, а спецэффекты красочны. В любом случае, я всё равно рекомендовал бы фильм. Тем не менее, трактовать его можно по-разному. Разве причина этнических конфликтов заключается лишь в том, что «плохие» находятся по обе стороны? Да, конечно, это тоже играет роль, однако это не является основным фактором, вызывающим такого рода конфликты. Как насчет системы угнетения? Как насчет империализма, колониальных государств типа Израиля, строящих поселения на оккупированных территориях? Как насчет подчинения целых групп народа единственной цели – ради извлечения капиталистами прибыли? И, прежде всего, как насчет угнетенных, которые сражаются за свое освобождение?

Нэт Уинн

Kasama Project

Перевод Евгении Самсоновой

Читайте по теме: 

Сергей Решетин. Что-то в воздухе

Бернардо БертолуччиСжатый кулак в Венеции

Славой ЖижекЕвропейский стиль

Билл МулленШик, блеск и Гэтсби

Жан-Поль СартрПисьмо об «Ивановом детстве»

Кен ЛоучВоссоздать дух сорок пятого

Ирина ЧеботниковаДругое лицо французской анимации

Андрей МанчукИнтервью со Светланой Басковой

Саймон ХаттенстоунСемь рюмок с Аки Каурисмяки

Александр ГусевDocudays UA. Дневник фестиваля

Лидия МихееваЧто смотреть восьмого марта

Алексей Цветков«Жизнь Пи» – атеизм невыносим?


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал