Не часто министры иностранных дел пишут программные статьи на исторические темы. Это делает особо интересным текст Павла Климкина – «Украина и Польша. Испытание историей», опубликованный в преддверии его визита в Польшу. Он пишет: «К истории нужно подходить с большим уважением и осторожностью. Из её контекста нельзя вырывать и искажать те факты, которые кому-то нужны в данную минуту. Ею нельзя жонглировать, её нельзя кроить, кому как хочется». Золотые слова! «Недопустимо также присваивать себе как саму историю, так и право на окончательную истину». Замечательно!
Но потом идет вот это: «Именно борьба за независимую Украину является главным фактором, по которому мы, современные украинцы, оцениваем деятельность ОУН-УПА, и никто не может нам запретить считать их героями» и добавляет, что борьба велась на этнических украинских землях.
Извините, но вы же только что сказали, что историей нельзя жонглировать, ее нельзя кроить, как кому хочется. Это же ваши слова, господин министр? А если не жонглировать, то когда вы упоминаете ОУН нельзя не сказать о Холокосте, а когда мы говорим об УПА нельзя промолчать о массовом убийстве поляков. Но автора статьи это не смущает. Он пишет, что недавно посетил бандеровскую землянку в которой были убиты и покончили с собой пятеро бойцов УПА. «Это от них мы должны отречься? Это их мы должны считать преступниками? Ясно как белый день, что такого не будет никогда», – восклицает министр.
Интересно, а министр уверен в том, что эти люди – герои, а не бывшие полицаи, убивавшие евреев? Как быть, например, с героем ОУН, которого впоследствии расстреляли немцы – Степаном Турашем, заместителем коменданта Украинской вспомогательной полиции Чернигова. На его руках кровь десятков тысяч евреев. Известно его обращение к народу: «я призываю всех полицаев Украинской Вспомогательной Полиции, честных украинцев и украинок усилить борьбу с остатками недобитых жидов и их наемников». Он тоже был за Украину. Кто он – герой или преступник?
Или еще у меня вопрос. Кем считать командира УПА Григория Перегиняка (Коробку), который с первых дней войны вступил во вспомогательную полицию и участвовал в уничтожении тысяч еврейских детей и женщин? Ему поставили памятник и назвали улицу его именем. Он почти два года служил у немцев, убивал мирных людей, а потом увидел, что случилось в Сталинграде и решительно поменял свои взгляды. Он действительно герой? Мы не будем от него отрекаться?
Ваш аргумент об украинских этнических землях мне кажется крайне сомнительным. Получается, что если на Западной Украине жило больше украинцев, чем евреев или поляков, то это позволяет распоряжаться их жизнями? Или, например, если человек родился в России, получил там образование и, в результате, попал на украинские этнические земли, то с ним можно поступать как заблагорассудится? Гитлер, например, тоже считал, что земли до Урала – это или земли германцев, или жизненное пространство для арийцев. Мы за права человека, или для нас важнее оправдать наших «героев»?
Тут министр делает отступление: «хочу четко подчеркнуть: военным преступлениям, преступлениям против человечества, совершенным в ходе украинского-польских конфликтов во время Второй мировой войны и после нее, нет оправдания. Однозначно осуждаю все такие преступления – и те, которые направлены против украинцев, и те, что против поляков. В нынешней трактовке событий польской стороной просматривается тенденция поставить знак равенства между национально-освободительной борьбой украинцев и преступлениями против гражданского польского населения».
Извините, а что убийство десятков тысяч ни в чем не повинных женщин и детей – это обязательный акт национально-освободительной борьбы? Министр пишет, что нужно подходит индивидуально, а не обвинять всю ОУН-УПА в целом. Согласен, давайте подходить индивидуально. Но ведь у нас, в основном, памятники и улицы в честь конкретных людей, а не в честь освободительного движения. И если внимательно присмотреться кому они установлены, то окажется, что большая часть из них участвовала в Холокосте, военных преступлениях и этнических чистках. И даже наш закон говорит, что все они герои и подвергать сомнению их деяния – это преступление.
Павел Климкин критикует польский закон, Россию, цитирует Иоанна Павла II, обличает пацификацию, Пилсудского и Армию Крайову. В конце статьи министр заявляет, что он готов просить прощения и прощать и призывает украинцев и поляков не молчать и сказать свое слово. Не знаю, имел ли ввиду Климкин евреев, но я скажу, что вряд ли кому-то нужно его прощение. Нужно просто остановить порочную политику героизации преступников и убийц.
Надо сказать правду. Правда делает сильнее: и человека, и всю нацию. Начать нужно с себя. Показать пример всему миру, заявляя, что Украина – это часть Европы и цивилизованного мира. Что большая часть украинцев боролась против нацизма, а не участвовала в освободительном движении против детей и женщин, против евреев и поляков. Что мы выучили жестокие уроки Холокоста. Что для жизнь человека является для нас наивысшей ценностью. И никакие политические цели не могут оправдать убийство своих соседей, какой бы национальности они не были.
Хочу закончить словами министра: «К истории нужно подходить с большим уважением и осторожностью. Из ее контекста нельзя вырывать и искажать те факты, которые кому-то нужны в данную минуту. Ею нельзя жонглировать, ее нельзя кроить, кому как хочется».
Эдуард Долинский
Читайте по теме:
Пер Андерс Рудлинг, Эфраим Зурофф. Борьба за историческую правду о Холокосте в Украине
Джеффри Бурдс. Нацистская пропаганда против «Жидокоммуны»
Мачей Вишнёвский. «Волынь. Про любовь в бесчеловечные времена»
Карел Бергкоф. Голод у Києві
Даниэль Лазар. Кем был Степан Бандера?
Георгий Касьянов. Политика присваивает прошлое
Ґжеґож Россолінські-Лібе. Суспільство не бачить проблеми у неофашистських рухах
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>