Буржуазия постоянно пытается присвоить то, что принадлежит народу. Такой праздник, как Международный Женский день возник из классовой борьбы, однако различные государства и империалистические организации желают превратить его в обычный праздник. Как говорится в заявлении ООН:
«Международный Женский день отмечают во многих странах мира. Это день признания достижений всех женщин, вне зависимости от национальных, этнических, лингвистических, культурных, экономических и политических различий».
Капитализм пытается стереть таким образом исторический контекст и классовую составляющую этой даты. Однако Международный Женский день больше известен под своим изначальным (и более корректным) названием, как Международный День Женщин-трудящихся.
Краткий исторический экскурс
Международный день Трудящихся Женщин возник из пролетарской борьбы конца XIX – начала ХХ века. 8 марта 1857 работницы текстильных фабрик организовали забастовку в Нью-Йорке, требуя повышения оплаты труда, улучшения условий труда и основных буржуазно-демократических прав (равной оплаты, гендерного равенства и всех прочих буржуазно-демократических прав, которых можно добиться, не оспаривая сами основы капитала). Затем 8 марта 1908-го швеи организовали забастовку в память забастовки 1857-го года, по-прежнему требуя равных прав для женщин, прекращения практики детского труда и улучшения ужасающих условий труда.
22 ноября 1909-го года Клара Лимлич, украинская активистка пролетарского движения, вывела 20 000 работниц ткацких фабрик на забастовку в Нью-Йорке, требуя улучшения условий труда и повышения зарплаты. В 1910-м году Клара Цеткин, активистка пролетарского движения Германии, предложила сделать 8 марта днем женщин-трудящихся всего мира.
25 марта 1911-го произошел пожар на нью-йоркской швейной фабрике Triangle, бывшей центром организации работниц – возможно, фабрику подожгли. Владельцы фабрики (как это обычно происходит на «потогонках») закрыли все пожарные выходы, в результате чего погибли более 140 работниц. Здесь важно отметить, что боссы часто запирают рабочих на фабриках, чтобы вынудить их работать дольше положенного. И хотя мы и отмечаем определенную дату, но важно понимать, что классовая борьба в этот период шла постоянно.
Большинство рабочих швейных фабрик в США в то время составляли женщины. Их борьба зачастую приводила к полицейским репрессиям, сопровождавшихся массовыми арестами и даже убийствами. Репрессии полиции дополнялись репрессиями со стороны детективного агентства Пинкертона, которое было частной армией буржуазии, используемой для подавления рабочих. Такие армии существуют и по сей день. И, по сути, такая же ситуация сохраняется и сейчас – причем по всему миру, в особенности в социальных формациях (то есть государствах), где господствует империализм.
В 1977-м году империалистическая ООН присвоила день классовой борьбы работниц и объявила 8 марта Международным Женским днем, пытаясь стереть историю классовой борьбы, забыв о жертвах женщин рабочего класса и всех тех ужасах, с которыми им пришлось столкнуться.
Подводные камни политики идентичности
Мы должны понимать, что декларация ООН по поводу празднования 8 марта является примером империалистического присвоения. Стирая пролетарскую историю, международная буржуазия может не просто стереть у нас из памяти историю классовой борьбы, но и размыть границы, разделяющие людей на классы, смешивая между собой интересы представителей разных классов. Когда День Женщин-трудящихся становится просто Женским днем, тогда женщин рабочего класса, эксплуатируемых на фабриках всего мира, ставят на одну доску с женщинами капиталистического класса, которые их эксплуатируют.
За всю длительную историю борьбы рабочего класса с капитализмом – и в частности борьбы женщин-работниц – буржуазки никогда не становились в цепь пикетчиков. Нет, они всегда сотрудничали с теми, кто организовывал репрессии против рабочих. Буржуазка всегда поддерживала своего мужа, репрессировавшего рабочих. Буржуазка всегда жила за счет крови, пота и слез работниц, которых она обкрадывала.
Элеонора Рузвельт не присоединялась к испанским рабочим, которые сражались с империализмом и капитализмом (и Запад в целом тогда проводил политику «невмешательства»); Хилари Клинтон не стояла рядом с афганскими женщинами, когда ее Билл санкциями обрекал на голод их и их детей. Мишель Обама не вместе с теми женщинами, которых ее муж эксплуатирует на потогонках или убивает с помощью беспилотников.
Буржуазки живут в особняках, работницы живут в трущобах. У работниц нашего мира нет общих интересов с буржуазками. Опасность политики идентичности заключается в том, что она «переводит стрелки», заставляя нас фокусировать внимание не на фундаментальном противоречии нашего мира: труд против капитала – рабочий класс против класса капиталистов.
Политика идентичности, размывающая классовые границы, является формой популизма, объединяющей непримиримых врагов. Политика идентичности равняет между собой женщину-работницу и женщину-эксплуататора. Однако между ними нет равенства. Политика идентичности играет на руку нашим врагам. Политика идентичности определяет отдельные тенденции капитализма в качестве фундаментальных, то есть – ставит частные следствия борьбы труда и капитала (расизм, сексизм, гомофобию) на первое место. Политика идентичности определяет капитализм, как систему угнетения, которую надо исправить, но не как способ производства, основанный на борьбу труда и капитала, который необходимо уничтожить.
Политика идентичности разделяет интересы женщин и интересы мужчин; интересы черных и белых и т.д. И хотя автономия – это право любой угнетенной группы, но если мы действительно желаем победить капитализм и империализм, то нам следует понимать, что именно нас объединяет, как и то, на чем базируются наши общие интересы. А они базируются на понятии класса.
Это вовсе не означает, что только лишь класс имеет значение и все остальное не важно – наоборот, мы должны постоянно бороться с любыми формами угнетения в своих рядах, которые являются следствием капитализма – бороться с ними, как и со всеми буржуазными идеологическими тенденциями. Мы должны вести борьбу против сексизма, женоненавистничества, гомофобии, расизма и т.д. Мы должны рассматривать друг друга, в качестве товарищей и в действительности усвоить саму концепцию товарищества.
Наша работа, как пролетарских активистов, заключается также и в том, чтобы не дать врагу перенять исторической контекст нашей борьбы и продолжать свою борьбу на основе наших классовых интересов. Мы должны разоблачать шарлатанов и оппортунистов даже в своих собственных рядах, где бы и когда бы они ни высунули свои головы.
Рабы и хозяева не являются равными просто на основании лишь того, что они состоят из одних и тех же биологических компонентов – потому что у них один цвет лица, структура волос или место рождения. Рабы и хозяева не равны – рабы это рабы, хозяева – хозяева. И 8 марта – это не общий праздник для рабочих и для их боссов, эксплуатируемых и эксплуататоров, господ и угнетенных.
Коллективная борьба пролетариата привела к целому ряду уступок со стороны капиталистов во многих социальных формациях (то есть государствах). Многие из этих достижений сейчас уже считаются само собой разумеющимися – как если бы они были нам дарованы по одной лишь милости нашего врага. Однако это не так – их вырывали зубами и ногтями – они завоеваны кровью.
Рабочие погибали за каждый час сокращения рабочего дня (а в некоторых видах промышленности он доходил до 16 часов). Детский труд был разрешен и повсеместно использовался – даже в шахтах. И в таких же условиях по-прежнему трудятся рабочие во многих других социальных формациях. Единственное, что может положить конец подобной практике – это борьба рабочего класса.
8 марта – это день трудящихся женщин всего мира! Давайте не забывать об исторической роли женщин в нашей борьбе – тех, кто сражался плечом к плечу с мужчинами и ЛГБТ-товарищами! Давайте помнить о том, что это массы творят историю.
Да здравствует пролетарская борьба против капитализма!
Гери Пролетари
Idees Nouvelles, idees proletariennes
Перевод Дмитрия Колесника
Рисунки Стефани МакМиллан
Читайте по теме:
Нэнси Фрейзер. Служанки капитализма?
Кэтлин Гайер. Зачем нам международный женский день?
Вера Акулова. Женщины зажаты в тисках двух идеологий
Дмитрий Колесник. Почти рождественская история
Лори Пенни. Почему мы не продадимся
Лорри Пенни. С плакатами и электрошокерами против сексизма
Лидия Михеева. Что смотреть восьмого марта?
Мона Шолле. Фемен: фаст-фуд феминизм
Александр Шепетуха. О феминизме и левом дискурсе
Наира Чатилян. Рожайте, рожайте!
Катерина Пташка. Не вам рожать – не вам решать
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>