Цой, Высоцкий и ВятровичЦой, Высоцкий и Вятрович
Цой, Высоцкий и Вятрович

Цой, Высоцкий и Вятрович


Андрiй Манчук
Культурное наследие советских времен объявлено сейчас вне закона

27.01.2018

80-летие со дня рождения Владимира Высоцкого предсказуемо стало одной из главных тем в украинских социальных сетях. Множество людей разных поколений и разных взглядов, не сговариваясь, цитировали его стихи. Потому что они повлияли на становление целого поколения, приучая с детства читать «нужные книги» и совершать правильный выбор во время переломных моментов своей судьбы. А в обществе проснулся интерес к киевским корням знаменитого барда, который написал в Украине множество популярных песен – от шахтерского гимна до военных баллад.

Этот стихийный флешмоб имени Высоцкого убедительно показал – несмотря на демонизацию советского прошлого, с соответствующей идеологической обработкой граждан, с массовыми запретами фильмов и книг – миллионы украинцев продолжают оставаться частью интернационального культурного пространства, сформированного в советские времена, и в равной степени чуждого украинскому и русскому национализму.

Неудивительно, что это вызвало возмущенную реакцию главного украинского декоммунизатора.

«Деколонизация? В украинском сегменте фейсбука 80-летие российского барда и гуляки вспоминали гораздо больше, чем такой же юбилей украинского поэта и борца за свободу», – написал у себя на Фейсбуке глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, подразумевая восьмидесятилетие Василия Стуса. Хотя попытка оскорбить певца, порицая его за богемный образ жизни – в котором можно уличить большинство великих музыкантов и множество украинских поэтов, включая Шевченко, Тычину или Сосюру – выглядит мелочным ханжеством, которое позорит самого Вятровича.

Впрочем, глава УИНП не остановился на обвинениях в аморалке, и не ограничился нападением на Высоцкого.

«Не все щупальца «русского мира» такие отвратительные и очевидные, как совок и московская церковь. Некоторые более симпатичные, изысканные и респектабельные, но не менее опасные. «Ирония судьбы», «восьмое марта», булгаковы, пугачевы, и даже высоцкие и цои в руках Кремля – эффективные инструменты напоминания о едином культурном пространстве и инструменты его воспроизведения. А именно культура является фундаментом, на котором каждый империализм возводит храм своего величия», – развивает свои патриотические мысли чиновник.

Таким образом, его крестовый поход направлен не только против социалистов и коммунистов, к которым исторически относится большинство крупных и ярких деятелей украинской культуры. Националистическое государство пытается стереть культурную память о выдающихся писателях, поэтах, актерах и музыкантах, которые виноваты лишь в том, что творили в советское время и на русском языке, объявленном языком агрессора и врага.

Это станет неприятным открытием для многих наивных сторонников Евромайдана, распевавших Высоцкого или Цоя, помогая привести к власти упоротых ксенофобов. Националисты пытаются переформатировать сознание людей, которые росли на бунтарском советском роке и авторской песне, смотрели фрондерские фильмы Эльдара Рязанова, привыкли праздновать Восьмое марта. Причем, эта дата никогда не имела отношения к «русскому миру», являясь международным днем солидарности в борьбе за освобождение женщин.

Культурное наследие советских времен объявлено сейчас вне закона – либо по умолчанию, либо официально, путем цензурных запретов. Однако, массовый резонанс, который получила в Украине юбилейная дата со дня рождения советского барда, говорит о том, что дискриминационная политика пробуксовывает, вызывая раздражение Вятровича.

Конечно, они сделают из этого надлежащие выводы. Можно не сомневаться – заявление главы УИНП будет воспринято его коллегами как руководство к действию. Имена Владимира Высоцкого и Виктора Цоя со временем подпадут в нашей стране под более или менее явное идеологическое табу. А фанатики и услужливые приспособленцы напишут пасквили с разоблачением «антиукраинской сущности» их творческого наследия.

Но эта игра может привести к непредсказуемому и опасному для власти финалу – когда «Баллада о борьбе» станет песней протеста, призывая вступить в борьбу с новыми «подлецами и палачами».

А знамменитая песня Цоя еще не раз напомнит, что все мы ждем перемен, которые однажды избавят Украину от нетерпимости и цензуры.

Андрей Манчук

Читать по теме:

Андрей МанчукЛеонард Коэн: будущее наступило

Билли БрэггПочему музыка вновь должна политизироваться

Моника МаркПрофсоюз рэперов

Андрей Манчук, Дмитрий КолесникИнтервью с группой «Bandista»

Дориан ЛинскиТот, кто политизировал музыку

Андрей МанчукCome as you are

Кейт КампайнаИнтервью с Томом Морелло

Илья ВласюкИнтервью с Псоем Короленко

Мими СотисикИнтервью с The Last Inernationale

Андрей МанчукИнтервью с Кириллом Медведевым


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал