Докеры, судостроители, морякиДокеры, судостроители, моряки
Докеры, судостроители, моряки

Докеры, судостроители, моряки


Євген Голишкін
Губернатор Николаевской области озабоченно уверял журналистов, что рабочие протесты ничем не обоснованы – однако, одновременно с этим, позвал активистов на встречу

20.04.2013

Украина – страна периферийного капитализма. Кто-то, может быть, будет спорить с этим утверждением, кто-то будет выискивать позитивные тенденции в экономике, которые якобы дают нам надежду на «независимость». Но по факту достаточно проехаться по умирающим промышленным центрам и пообщаться с рабочими, чтобы уловить всю суть происходящего и осознать глубину социально-экономического кризиса в нашей стране.

Однако позитивные тенденции действительно есть. Рабочее движение в Украине, растет и набирает обороты – пусть хаотично, совершая ошибки, часто уступая и делая шаги назад. Несмотря на все свое желание, правящий класс уже не может скрыть факты заметного роста числа этих низовых протестов. Растут противоречия между «официальными» и независимыми профсоюзами, трудящиеся все активнее вступают в трудовые конфликты, отстаивая свои экономические интересы, независимо от формы собственности предприятий – частной ли, или государственной. И стоит заметить, что в авангарде этих протестных выступлений по-прежнему находится «классический» рабочий класс. С начала года в Украине протестовали транспортники – железнодорожники и работники крупнейшей в стране авиакомпании, а также строители и шахтеры. А передовым отрядом в этой борьбе на сегодняшний день являются представители морских портов и судостроительной отрасли. За последнее время мы могли наблюдать резонансные выступления докеров Измаила, Южного, Одессы, Ильичевска, Николаева. Кроме того, известно о росте недовольства среди работников Херсонского морского порта и порта Скадовска. Также ожидается, что уже во время нынешней навигации протесты перекинутся на трудовые коллективы в портах Азовского моря.

Судостроители Николаева начали самоорганизовываться  вокруг независимых профсоюзов. Инициаторами этого процесса выступили работники «Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара» – и они уже провели первую протестную акцию, которая получила широкое освещение в местной прессе. На «Черноморском судостроительном заводе» Николаева ожидаются протесты против сокращений рабочих и отсутствия отраслевых заказов. Профком «Судостроительного завода «Океан» также вступил в тяжбы по возврату задолженности и потребовал пересчета тарифов по сдельным работам.

Таким образом, профсоюзные ячейки заявили о себе сразу на трех градообразующих судостроительных предприятиях Николаева, а докеры в речном и морском порту установили с ними контакт. В случае консолидации совместных усилий портовиков – докеров, моряков и судостроителей – здесь может быть организована одна из крупнейших протестных акций в новой истории Украины.

Представители независимых профсоюзов, при поддержке левых активистов, работают над организацией такого скоординированного протеста. Судостроители требуют возврата задолженностей по зарплате и намерены добиваться возрождения судостроительной отрасли через возобновление госзаказов для николаевских предприятий.

Эти активисты испытывают на себе давление со стороны администрации своих предприятий, а также со стороны подконтрольных начальству официальных профсоюзов – которые, по идее, должны содействовать защите рабочих. Примером этому являются действия администрации и официального профсоюза «Судостроителного завода им. 61 коммунара». За два дня до акции протеста, которую заявили его работники, руководство цехов прямым запугиванием и шантажом «сбивало» протестные настроения, а официальный профсоюз заверял людей, что власти вот-вот сами по себе удовлетворят все требования коллектива. В день самой акции людей не выпускали за проходную под угрозой увольнения, а на наиболее активных участников протеста составлялись акты за надуманные нарушения техники безопасности. Кроме того, рабочим выписывали наряды на выполнение абсурдных с точки зрения производственной необходимости заданий, которые нужно было «в срочном порядке» выполнить именно во время проведения акции.

Однако, несмотря на все это, выступление «коммунаровцев» активно освещала местная пресса, а власти отреагировали на него самым нервным образом. Губернатор Николаевской области озабоченно уверял журналистов, что рабочие протесты ничем не обоснованы – однако, одновременно с этим, позвал активистов на встречу, обещая лично уладить проблемы судостроителей. Представители «Николаевского судостроительного завода им. 61 Коммунара», «Черноморского судостроительного» и «Океана» пришли на эту встречу – но оказалось, что губернатор «незапланированно уехал из города», выслав на переговоры своего заместителя по связям с общественностью, говорить с которым рабочие не стали. Теперь же их начали заверять в том, что власть готова создать согласительную комиссию для разрешения трудовых конфликтов. Это свидетельствует, по крайней мере, о том, что организованная борьба вынуждает власть реагировать – пусть пока только формально.    

Отдельно следует отметить и выступления докеров в портах Одесской области. Акции протеста против сокращений и понижения тарифных ставок в порту Южный и в Ильичевске, борьба против уничтожения портовой инфраструктуры, резонансные митинги, организованные докерами Измаила, показывают, что лозунг «Мы – сила, мы – порт!», это не пропагандистское клише, а констатация факта. Рабочие Измаильского порта вынудили городскую и областную власть пойти на прямой диалог и создать рабочую группу из представителей докеров при мэрии города – для решения социальных проблем трудящихся. Характерно, что и в Южном, и в Ильичевске, и в Измаиле портовики скандировали лозунг: «Мы здесь власть!». И там же, в Измаиле, бастовали экипажи нескольких судов Дунайского пароходства, которые добивались выплаты причитающейся им зарплаты. Одно из таких судов несколько месяцев простояло на рейде Вилково.

Трудящиеся портов, доков, судостроительных верфей всегда были одной из самых активных отрядов рабочего класса. Глобальные тенденции в данной отрасли – к примеру, массовые увольнения греческих портовиков, – говорят о том, что здесь вскоре может пройти волна протестных выступлений, которая достигнет и Украины. Тем более, что у украинских портовиков вскоре возникнут новые поводы для протеста. Правительство нашей страны выступило с инициативой по созданию «Администрации морских портов Украины», а принятое в марте распоряжение Кабмина гласит: «Администрация морских портов Украины является правопреемником государственных предприятий, которые реорганизуются, в части имущества, прав и обязанностей в соответствии с разделительными балансами». Представители независимых профсоюзов убеждены в том, что эта новая структура создается для полного контроля над имуществом портовых предприятий, с целью его дальнейшей приватизации, а также, для минимизации влияния независимых профсоюзов на трудовые коллективы портов.

В этих условиях одной из ключевых задач левых активистов является организационная, информационная и юридическая помощь протестующим трудовым коллективам. Помощь в создании ячеек независимых профсоюзов, освещение трудовых конфликтов в интересах рабочих – вот одна из главных задач сегодняшней повестки дня, в том числе, и для левых СМИ.

Евгений Голышкин  

Фото автора

Читайте по теме:

Cветлана Циберганова. Табачники против ТНК

Андрей Манчук. Интервью со Светланой Басковой

Алексей Блюминов«Оккупай «Аэросвит»

Вениамин Тимошенко«Нет приватному небу!»

Андрей МанчукДенис ЛевинИнтервью с Виталием Махинько

Марина Холодная. Мы строили броненосец «Потемкин» 

Сергей Стынка«Мы – сила. Мы – профсоюз» 

Александр ВолоховIzmail on strike 

Олександр ЛехтманВолю Валентину Урусову!

Николай СпорикДед Мороз не приедет – билетов нет 

Леонид АбросимовТраур по железной дороге


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал