Сложно писать рецензию на подобные фильмы: нужно рассказать о фильме так, чтобы оставить «за скобками» его существенную, хотя бы по объему, часть – чтобы не испортить читателю будущий просмотр. С «Ex Machina» сделать это не просто – в фильме так мало деталей помимо его сущностного содержания, а сама суть кинокартины выражена так последовательно и целостно, что вынести что-либо за скобки непросто.
По сути, весь фильм отображает эксперимент по созданию искусственного интеллекта. Герои картины (их всего лишь четверо), действуя всего 108 минут на одной единственной локации, осуществляют этот эксперимент в реальности, а авторы картины проводят тот же эксперимент, анализируя и обобщая этот процесс. Отсутствие погонь, постельных сцен, триллера и мистики, каких либо загадок и подвохов оставляет зрителю возможность проводить тот же эксперимент параллельно – прямо в кресле кинотеатра.
Талантливый инженер, и, одновременно, владелец поисковой системы, обрабатывающей 95% мирового интернет-трафика (никакой аналоги с «Google», конечно), создает девушку-машину. Не касаясь деталей, он вскользь упоминает, что подключившись ко всем смартфонам планеты, он смог агрегировать человеческие эмоции и использовать это в своей работе. «Ухватив» таким образом общественное сознание, он, очевидно, создал шлюз, через который его создания смогли обретать сознание человеческое, становясь частью мира людей.
Но возможно ли «человеческое сознание» вне общественного сознания людей? Нет – говорят авторы и герои фильма. Чтобы стать человеком, машине нужно не только лишь войти в общественное пространство людей, но и быть физически адаптированной к функционированию в этом пространстве.
– Почему ты создал ее женщиной? Для интеллекта не нужен пол.
– А ты знаешь интеллект без пола? Если нет полов, то откуда взяться базовой потребности коммуницировать с другими?
– Ты запрограммировал ее флиртовать со мной?
– Я запрограммировал ее быть гетеросексуальной. А разве тебя не запрограммировали на гетеросексуальность? Природа, воспитание – или оба сразу?
Что же получилось в результате эксперимента у героев фильма? Получилась машина – неотличимая от человека и прошедшая тест Тьюринга. «Подключенная» к миру людей Ava выбирает платья из шкафа и снимает чулки в тех же позах и ракурсах, которые приняты в мире людей. Она искренне увлекается встретившимся ей молодым человеком и хочет пойти с ним на свидание. Ей важно нравиться, хорошо выглядеть, быть сексуальной. Вбирая нормы мира людей, она готова использовать искренне симпатичного ей парня, готова жертвовать увлечениями ради собственных, пускай и неясных ей самой целей. В общем, получилась обычная девушка (или обычный парень – поведенческие моменты в этом смысле зеркальны).
Человеческое сознание, помещенное в иную материальную оболочку, не стало работать иначе.
Что же получилось у авторов? Подтвердила себя «старая добрая» истина о том, что человека можно мерят лишь человеком. Ни курчавостью волос, как во времена южноафриканского расистского апартеида, ни размерами черепа, как в нацистском рейхе, ни цветом лампочки и штанов, как на Плюке, ни дресс-кодом патриотической позиции, как в современной Украине. Даже коммерческое кино отрицает сейчас эти фашистские идеи о методах идентификации человека. Создателю Ava даже в голову не приходит анализировать карты мозговой активности, и делать своему детищу так любимые нашими «психологами» личностные тесты – потому что эти методы никак не могут определить степень человечности.
Что же тогда? Авторы картины по-своему отвечают (точнее, стараются угадать направление поиска ответа) и на этот вопрос. Но, пожалуй, я оставлю их ответ «за скобками».
Что получилось в результате моего личного эксперимента, поставленного в результате просмотра этой картины? Человек является таковым, лишь обладая человеческим сознанием. Индивидуальное человеческое сознание возникает тогда и только тогда, когда индивид «подключен» к сознанию общественному, которое, не являясь чем-то материальным, содержится, тем не менее, в материальном мире людей. Основой которого, в свою очередь, является мир вещей и предметно-практической деятельности человека для человека.
Это подобно поисковым алгоритмам, существующим лишь идеально, но работающим только на вполне реальных серверах и сетевой инфраструктуре. Создав шлюз (что, похоже, и правда возможно), через который в социум, возможно, будет кооптировать иные – в том числе, машинные формы жизни – получим ли мы в этом случае что либо отличное от человека? Не думаю.
Разница будет видна лишь тем, кто отличает людей от не-людей по результатам измерения черепа.
Илья Деревянко
Читатать по теме:
Пол Мэйсон. Чем окончится «Игра престолов»?
Бернардо Бертолуччи. Сжатый кулак в Венеции
Андрей Манчук. Призрак надежды
Илья Деревянко. «Интерстеллар»: о космосе с любовью
Сергей Решетин. «Что-то в воздухе»
Славой Жижек. Европейский стиль
Билл Муллен. Шик, блеск и Гэтсби
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>