«Фильм F-типа»: кино о тюремном сопротивлении«Фильм F-типа»: кино о тюремном сопротивлении«Фильм F-типа»: кино о тюремном сопротивлении
Пряма мова

«Фильм F-типа»: кино о тюремном сопротивлении

Сельма, Инан Алтын
«Фильм F-типа»: кино о тюремном сопротивлении
Политзаключенные в тюрьмах внесли наибольший вклад в коллективную работу над фильмом

19.12.2020

Предисловие от автора интервью. 19 декабря 2020 года, в двадцатую годовщину начала операции по насильственному перемещению турецких политических заключенных в пыточные тюрьмы, состоялся премьерный показ ленты «Фильм F-типа», со специально подготовленными субтитрами на русском языке.

Этот фильм должен рассказать жителям постсоветских стран о традиции сопротивления прогрессивных активистов в Турции, которые бросили вызов тирании в политических тюрьмах. В тяжелейших условиях революционеры сумели продолжить свою борьбу, превратив тюремные камеры в место для сопротивления режиму. Мы надеемся, что фильм заставит зрителей задуматься о необходимости бороться за свое дело в самых критических ситуациях.

В 2000 году турецкое  правительство открыло так называемые тюрьмы F-типа – специализированные тюрьмы, предназначенные преимущественно для политических заключённых, где главной пыткой являлась изоляция арестантов. Камеры в тюрьмах F-типа рассчитаны на 1-3 человек и находятся под круглосуточным видеонаблюдением за заключёнными, которое оказывает очень сильное давление на их психику.

Заключенные могут выходить из своих камер только в маленький двор, из которого виден небольшой кусок неба. Они не ходят с другими заключенными в столовую, не работают, не участвуют в культурных мероприятиях. Кроме того, для них очень затруднены встречи с родственниками и адвокатами. Заключенные оказываются почти полностью изолированными от мира и вследствие этого нередко заболевают психическими болезнями. Также изоляция дает возможность издеваться над заключенными, подвергая их пыткам – потому что об этом никто не может узнать.

Операция по переводу заключенных из традиционных тюрем-общежитий в изоляционные тюрьмы F-типа проходила с 19 по 22 декабря 2000 года и носила издевательское название «Возвращение к жизни». Перемещение политических заключенных происходило с массовым применением насилия, в результате чего было убито 28 заключённых, а многие получили серьёзные ранения и увечья. На протяжении 2000-2007 годов турецкие политзаключенные проводили многочисленные голодовки смерти – в знак протеста против новых тюрем и изоляции. В результате этих голодовок погибло 122 заключённых – коммунистов, правозащитников и членов курдского освободительного движения.

В 2012 году по инициативе революционной музыкальной группы Grup Yorum был снят фильм о тюрьмах F-типа. Премьера фильма прошла в Стамбуле, 19 декабря 2012 года, в двенадцатую годовщину операции «Возвращение к жизни». После этого премьеры состоялись в Берлине, Брюсселе, Вене, Лондоне и Париже. Затем фильм транслировался во многих кинотеатрах Турции и Европы, вышел на DVD и был размещен в Интернете для бесплатного просмотра. Фильм посмотрели более 2 миллионов человек, и число зрителей постоянно растет.

Эта лента состоит из десяти короткометражных фильмов разных режиссеров, основанных на реальных историях политзеков. В написании сценариев принимали непосредственное участие сами заключенные. Фильм не только ломает стены изоляции в тюрьмах, рассказывая о непрерывающемся сопротивлении находящихся в заключении революционеров. Он также вырывает монополию на искусство из рук богачей, из рук Голливуда, который навязывает народам мира свою конъюнктурную парадигму.

Об этом рассказывают Сельма и Инан Алтынбывшие политзаключенные, политэмигранты, члены коммунистического музыкального коллектива Grup Yorum – отвечая на вопросы журнала «Народная школа».

 

 

– Лента «Фильм F-типа» завоевала успех на мировом уровне. Ее Рейтинг на сайте IMDb в настоящее время составляет 7.00 и занимает 24-е место среди сотен фильмов на тюремную тему включая голливудские фильмы с бюджетом в десятки миллионов долларов.

– Вы правы, это огромный успех, потому что мы сняли этот фильм, полностью полагаясь на наши возможности и ресурсы народа. Никто не вправе недооценивать возможности народа. Когда нам удается мобилизовать людей, мы можем создать очень хорошие примеры коллективной работы. Можно сказать, что одним из таких примеров является «Фильм F-типа».

– Где, когда и как появилась идея создания этого фильма?

– В октябре 2009 года, на встрече в Культурном центре «Айче Идиль Эркмен» в Стамбуле. Приближалась дата 19 декабря, которая занимает особое место в истории классовой борьбы в нашей стране. 19 декабря 2000 года была проведена массовая операция против политзаключенных в турецких тюрьмах. В ходе этой операции было убито 28 политзаключенных и еще сотни были искалечены.

После этой кровавой бойни были открыты специальные тюрьмы так называемого типа «F», где практиковались пытки с помощью изоляции заключенных. Grup Yorum много сделала для того, чтобы это массовое убийство не было забыто, чтобы виновные в пытках изоляцией могли быть привлечены к ответственности. Мы создавали на эту тему песни, проводили концерты, писали стихи, рассказы, статьи, эссе, пьесы, устраивали выставки картин и фотографий, проводили интервью, публикуя все это в нашем журнале «Tavır» («Позиция»).

Но мы думали сделать на эту тему что-то еще более впечатляющее – и начали обмениваться мыслями о возможности создания такого фильма. Мы не забыли замученных политзаключенных – всех, кто пожертвовал своей жизнью ради товарищей.

Наш проект начинался с множества вопросов. Будем ли мы снимать полнометражный фильм? Или, может быть, лучше снять короткометражный фильм для представления на различных фестивалях? Должен ли он быть документальным или художественным? Будем ли мы использовать в фильме кадры из реальных событий? И самое главное – что бы мы в нем рассказали? Какой нужен сценарий, на чем надо сосредоточиться?

На самом деле, в начале мы не знали, как ответить на эти вопросы. Единственное, что мы знали – мы должны были рассказать в этом фильме о том, что такое изоляция.

– У вас не было опыта создания художественного фильма. Почему же вы решились взяться за его съемки?

– Вы правы, у нас раньше не было такого опыта. Но мы знали одно – кино является очень эффективным средством агитации и пропаганды, хотя его очень сложно использовать. Сложности возникали в основном из-за того, что съемки фильма были довольно дорогими, требовали серьезного технического опыта, и из-за того, что нам нужно было скоординировать усилия множества людей. Поскольку мы были неопытны, поначалу мы не знали, как это сделать.

Но мы знали одно – мы были частью огромного моря, называемого народом, мы были частью большой семьи. Нет такой проблемы, которую мы не можем решить. Поэтому мы исходили из того, что нам нужно сделать первый шаг, сформулировав задачи и цели.

Поначалу мы думали, что фильм будет показываться не в кинотеатрах, а на специальных кинопоказах и фестивалях. Съемки фильма были чрезвычайно дорогостоящим занятием, существовала проблема поиска подходящих декораций, потому что не было возможности снимать в настоящей тюрьме F-типа. Мы думали, что сможем снять фильм любительскими методами и приемами – с непрофессиональной камерой, минимальным осветительным оборудованием и небольшой командой. Но, работая и осваивая новые знания, мы стали приобретать всё больше уверенности, а цели, которые мы ставили перед собой, росли. Мы поняли – этот художественный фильм надо снимать качественно и профессионально.

Мы также начали подборку режиссеров для десяти короткометражных фильмов. И все режиссеры, с которыми мы встретились, сказали, что для них было бы честью принять участие в таком проекте. Некоторые из них были заняты другими фильмами, но выразили готовность присоединиться к нам позже. Они доверяли нам, потому что проект был организован Grup Yorum.

– Кроме вас в создании фильма участвовало еще девять режиссеров. Как вам удалось найти с ними общий язык? Подобных примеров коллективного кинопроизводства не так уж и много. Все составные части, из которых состоит фильм, тесно связаны между собой, придавая ему законченную форму. Как вам удалось этого добиться?

– Мы предоставили им все документы об изоляции в тюрьмах, которые у нас были, а также книгу «Изоляция – рассказывают выжившие» («Теcrit – Yaşayanlar Anlatıyor»), изданную в 2005 году. С нашей точки зрения, эта книга является очень ценным источником, поскольку она состоит из интервью с людьми, испытавшими на себе влияние изоляции в тюрьмах F-типа. Кроме того, мы общались с этими людьми, помогая придать их работе нужную мотивацию.

Но режиссеров было действительно много, и процесс создания сценария занял больше времени, чем мы изначально рассчитывали. В связи с продлением срока проекта у нас была большая текучесть кадров – одни прекратили свое участие, но на их место пришли новые люди. Однако мы обсуждали все проблемы на наших собраниях, что позволило ускорить творческий процесс работы над фильмом.

– Мы знаем о тесных отношениях между Grup Yorum и революционерами-политзаключенными. Каким образом они участвовали в процессе создания фильма?

– Мы поделились с ними в письмах всеми нашими мыслями об этом проекте. Мы спрашивали их, что они думают о создании такого фильм, считают ли они, что такой проект может быть создан, попросили поделиться с нами живыми примерами их жизни в тюрьмах. Мы также попросили их написать свои собственные сценарии. Они присылали на наши письма ответы, которые придавали нам смелости и уверенности.

Наши товарищи-политзаключенные верили, что мы добьемся успеха, что мы сможем преодолеть все трудности и снимем действительно впечатляющий фильм, который был очень важен для их повседневной борьбы. Уже вскоре мы начали получать письма от многих людей с историями реальных событий. Политзаключенные в тюрьмах внесли наибольший вклад в коллективную работу над фильмом. Их поддержка, их вера в нас, а также помощь и руководство наших товарищей, которые были освобождены из тюрьмы во время съемок фильма – все это было бесценной помощью.

Мы особенно хотели рассказать о судьбе 122 революционеров, погибших в результате трагической голодовки смерти. Мы читали фрагменты из их биографий, смотрели видеозаписи интервью – каждое из них могло стать темой целого фильма. Тюремные голодовки 2000-2007 годов, вероятно, являются одной из самых важных тем в современной турецкой истории, о которой еще надо будет снять отдельную ленту. Но в этом фильме мы хотели рассказать именно о том, как влияет на людей тюремная изоляция.

– Как прошел период технической подготовки?

– Период подготовки к съемкам фильма был для нас своего рода обучением. В то же время, мы сами обучали наших киноактеров из числа студентов. Можно сказать, что это была взаимная подготовка – техническая и политическая.

Мы вместе смотрели фильмы на эту же тему, обсуждая их между собой. Мы подробно изучали другие образцы социалистической кинематографии – как в нашей стране, так и в других частях мира. В то же время мы изучали опыт борьбы против тюремной изоляции, рассказывали о ней – чтобы наши будущие актеры не были отчуждены от работы, которую они делают. Мы хотели освоить коллективное творчество – научиться не соперничать друг с другом, а действовать в коллективе, поддерживать развитие товарищей, использовать свое право на критику, а также создавать среду, в которой каждый может работать с радостью. Мы вложили в это много усердия и усилий.

Нам также приходилось решать технические вопросы – обеспечивая работу с камерами, звук, освещение, работу гримеров. В то же время мы начали строить модель тюрьмы F-типа для фильма. На территории киностудии после восьми месяцев работы была построена съемочная площадка, в которой были камеры, дворы, коридоры тех же размеров, что и в реальных тюрьмах

После двух лет подготовки мы были наконец готовы приступить к съемкам фильма, которые продолжались с перерывами до сентября 2012 года. Фильм был создан благодаря работе сотен людей – от студентов факультета кинематографии и актерского мастерства, до рабочих на съемочной площадке – что полностью соответствует духу сопротивления наших товарищей-политзаключенных.

19 декабря 2012 года нам удалось провести премьеру нашего фильма, которая состоялась в крупнейшем стамбульском кинотеатре «Атлас». Сразу после этого мы приняли участие в премьерных показах фильма в Европе – они прошли в Берлине, Брюсселе, Вене, Лондоне и Париже.

– Даже после того, как фильм появился в кинотеатрах, он столкнулся со многими препятствиями. Какими они были? Сколько зрителей сумели посмотреть этот фильм?

– Несмотря на то, что наш фильм показывали в кинотеатрах полностью легально, нам удалось представить его зрителям всего в 72 кинотеатрах по всей территории Турции – хотя мы рассчитывали на кинопоказы в 300 кинотеатрах. Вначале против нас была применена скрытая цензура. Несмотря на большой интерес со стороны зрителей, многие крупные кинотеатры отказывались показывать им наш фильм. Владельцам кинотеатров угрожали власти, на них оказывалось давление, а в некоторых местах зрителей подвергали проверке документов со стороны жандармерии и полиции.

Власти не давали вешать рекламные плакаты нашего фильма, а многие люди, которые представляли его в специальных киосках на улицах и площадях городов, подверглись нападениям и задержаниям со стороны полицейских.

Правительство сделало все возможное, чтобы люди не увидели «Фильм F-типа» – но его все равно посмотрели 85 000 зрителей в турецких кинотеатрах, и еще 20 000 человек в кинотеатрах за рубежом. Ну а позже были проведены специальные показы, фильм вышел на DVD и был размещен в интернете для бесплатного доступа и просмотра. Общая аудитория его зрителей превысила два миллиона человек, что во многом помогло прорвать информационную блокаду вокруг пыточных тюрем.

– Но зачем правительству мешать народу смотреть кинофильм? В чем причина репрессий против этой ленты?

– Нельзя рассматривать кино как обыкновенное средство развлечения. Кино, музыка, театр, живопись и поэзия имеют огромное влияние на современное общество. Именно в этом заключаются причины фашистской ненависти к музыке Grup Yorum и к нашему фильму.

Как и все сферы искусства, кино является очень важным носителем идеологии. Через кино можно придать новые формы этическим нормам и ценностям, образу жизни, культуре и морали народа. Это средство обучения и просвещения. Все правительства, которые правили этим миром, хотели использовать эту власть в своих собственных целях.

Социалистические страны – в особенности СССР – придавали большое значение искусству кино, как наиболее эффективному средству, с помощью которого можно рассказать народам правду и героическую историю социальной борьбы. В то же время СССР внес большой вклад в развитие кинематографа.

Однако фашистские государства – такие, как нацистская Германия, – и империалистические государства, – такие как США, – использовали и продолжают использовать кино как средство манипулирования массами. Америка не просто экспортирует голливудские фильмы, она экспортирует через них свой образ жизни. Глобальное влияние американского кинематографа постоянно растет, и прямо пропорционально этому процессу растет доминирование США на мировых рынках.

При этом, влияние американских фильмов не ограничивается продажей определенной продукции. Голливудские фильмы становятся инструментом преобразования системы ценностей, образа жизни – не только для отдельных людей, но и для целых народов.

Киноиндустрия Турции развивается тем же образом. Наряду с художественными фильмами, сознание наших людей формируется сериалами, которые прививают людям стремление к власти и превосходству, оправдывают жестокость, применение пыток со стороны полиции, национализм и религиозный фанатизм. Они пытаются создать народ, похожий на людей из этих сериалов. И многие актеры, называющие себя «прогрессивными интеллектуалами», становятся пешками и марионетками в этих манипуляциях.

Правительства и государства используют силу искусства – особенно музыки и кино, которые были отняты у народа. На это не жалеют никаких средств. Бюджет отдельного фильма может достигать 745 миллионов долларов – что соответствует годовому доходу 50 тысяч турок. Используя эти огромные средства, правящий класс навязывает людям свою культуру, свою продукцию, и свое господство.

Однако наше творчество разрушает их планы. Зрелищные концерты Grup Yorum и лента «Фильм F-типа» показывают, на что способны дети народа. Мы лишили богачей монополии на искусство. Вот почему они нападают на Grup Yorum и на наш фильм.

Читайте по теме:

Максим ЛебскийGroup Yorum: музыка сопротивления

Андрей Манчук, Дмитрий КолесникИнтервью с группой «Bandista»

Карл ЛебтТурция: борьба за культурную гегемонию

Дарья МитинаКурдистан: свое кино без своего государства

Максим Лебский. Человеческое достоинство победит пытки

Андрей Манчук. Курдистан, которого нет

Александр РыбинРожава – «народный дом»

Иммануил ВаллерстайнТаксим. Курдская дилемма

Максим ЛебскийБольше, чем фильм

Андрей МанчукСтамбул. Эхо «Ники»

Александр ИвановПарк Гези. Театральная постановка

Андрей МанчукХасанкейф. Град обреченный


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал