Больше, чем фильмБольше, чем фильм
Больше, чем фильм

Больше, чем фильм


Максим Лебський
В истории каждого революционного движения были переломные моменты, когда испытания приводили к консолидации сил сопротивления

18.07.2017

«Мы настолько любим жизнь, что можем ради нее умереть»

Кемаль Пир

11-го июля в одном из московских кинотеатров прошла премьера фильма курдского режиссера Хашима Айдемира «14 июля». Сюжет этой ленты основан на истории героического сопротивления курдских и турецких революционеров, которое было организованно в 1982 году в военной тюрьме города Диярбакыра.

Этому событию предшествовал военный переворот 1980 года, в ходе которого были лишены свободы десятки тысяч левых активистов. Турецкая тюрьма того времени была олицетворением крайней жестокости и изуверских пыток. Попавшего туда человека могли сделать калекой или замучить в ходе «допроса с пристрастием». Известного турецкого революционера Ибрагима Кайпаккая насмерть запытали в 1973 году, передав его родителям искромсанное, обезглавленное тело. Это не было единичным случаем – правительство целенаправленно использовало полицейскую жестокость чтобы подавить моральное сопротивление курдских и турецких революционеров. 

Жестокость военного режима заставила некоторых активистов сотрудничать с администрацией, признавая ошибочность своей политической позиции. Рабочая партия Курдистана не была в этом смысле исключением. Некоторые активисты отказались в тюрьме от революционного сопротивления – и это предательство, известное под названием «кризис 1982 года», оказало сильное деморализующее влияние на всю партию. Остальные курдские арестанты решили провести в этой ситуации громкую политическую акцию, с помощью которой можно было поднять дух политзаключенных. 5-я военная тюрьма города Диярбакыра – старейшая политическая тюрьма Турции, куда еще в османские времена ссылали балканских революционеров, – считалась главным центром тюремных репрессий. Поэтому, борьба за человеческое достоинство, на которую решились ее узники, имела глубокое символическое значение для курдского и турецкого сопротивления.

Лидерами акции политзаключенных в диярбакырской тюрьме были активисты Рабочей партии Курдистана: Мазлум Доган, Кемаль Пир, Мухаммед Хейри Дурмуш, Али Чичек, Мустафа Карасу, Акиф Йылмаз, Фархат Куртай. 21 марта, в день праздника Навруз, редактор левой газеты Мазлум Доган совершил акт самопожертвования и покончил собой в камере – в знак протеста против государственного произвола. Другие политзаключенные объявили голодовку смерти – подобно тому, как это сделали за два года до этого политзаключенный Ирландской республиканской армии и Шинн Фейн. 14-го июля, после 60 дней голодовки, трагически погибли Кемаль Пир, Мухаммед Хейри Дурмуш и Али Чичек. Гибель видных курдских революционеров получила международный резонанс, вынудив государство ослабить тюремный режим. И это стало важной политической победой всего движения.

Тюремная тема является традиционной для кинематографа Турции. Многие левые политические активисты побывали в тюрьмах и описали их в мемуарах, на основе которых были сняты художественные фильмы. Выдающийся курдский режиссер Йылмаз Гюней снял посвященные этому фильмы «Дорога» и «Стена». В 2013 году в прокат вышел фильм «Тюрьма Ф-типа», который рассказывает о современных политических тюрьмах в Турции. Фильм «14 июля» продолжает эту традицию курдского кинематографа, заложенную Гюнеем. Если классический фильм «Дорога» показывает турецкое общество в виде огромной открытой тюрьмы, с множеством моральных и политических запретов, то лента Айдемира демонстрирует жестокости тюремного режима в военной тюрьме Диярбакыра, где и сегодня находится новое поколение курдских узников.

С первых минут на зрителя обрушивается сплошной поток насилия и жестокости. В какой момент возникает внутренний вопрос – а стоит ли показывать это в таких деталях? Современный среднестатистический зритель привык к приглаженному кино, которое подает сцены насилия в умеренных дозах, без натуралистических подробностей. В фильме «14 июля» очень много натурализма – однако, он направлен на то, чтобы убедить зрителя в правдивости реально происходивших событий. Лента курдского режиссера снята на стыке художественного и документального кино, и в какой-то момент зрители видят за актерской игрой живую картину сопротивления в диябакырской тюрьме.

Режиссер фильма «14 июля» Хашим Айдемир

Многих зрителей наверняка поразит фанатизм революционеров, которые жертвуют собой в борьбе против унижений со стороны тюремного начальства. Однако, их действия необходимо рассматривать в контексте исторических событий, которые происходили в Турции на рубеже 1980-х годов. Государственный переворот  должен был полностью покончить с революционным движением Турции и Северного Курдистана. Тюремные издевательства не были какими-то отдельными случаями насилия – они являлись частью системной государственной политики, направленной на устрашение левых активистов. Поэтому тюремное сопротивление курдов явилось самым эффективным ответом на моральный кризис, который возник после предательств сломленных издевательствами активистов. Несмотря на трагическую судьбу главных героев, фильм завершается на оптимистической ноте: сопротивление политзаключенных вывело людей на улицы, и это существенно усилило поддержку Рабочей партии в массовой народной среде.

В истории каждого революционного движения были переломные моменты, когда испытания приводили к консолидации сил сопротивления, позволяя ему выйти на новый виток борьбы. Дата 14 июля 1982 года стала частью героической традиции Рабочей партии Курдистана, на которую равняется сейчас молодое поколение партизан. В одном из своих интервью режиссёр фильма справедливо указывает на то, что пример 14 июля сохраняет свою актуальность в Рожаве и Северном Курдистане. Один из выживших политзаключенных диярбакырской тюрьмы Мустафа Карасу пишет: «размышляя о том, что принесли нашему народу РПК и ее лидер Абдулла Оджалан, следует ответить: «это умение бороться и побеждать в любых, даже в самых тяжелых условиях».

Максим Лебский

Читайте по теме:

Андрей Манчук, Дмитрий Колесник. Интервью с группой «Bandista»

Карл Лебт. Турция: борьба за культурную гегемонию

Дарья Митина. Курдистан: свое кино без своего государства

Ахмед Шик«Наше оружие свершит правосудие»

Андрей Манчук. Курдистан, которого нет

Александр РыбинРожава – «народный дом»

Иммануил ВаллерстайнТаксим. Курдская дилемма

Андрей МанчукСтамбул. Эхо «Ники»

Александр ИвановПарк Гези. Театральная постановка

Андрей Манчук. Хасанкейф. Град обреченный

Абдулла Оджалан. Капитализм и женщина


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал