Несколько недель назад в берлинском Театре имени Максима Горького при поддержке Сената Берлина в очередной раз поставили хипхоперу под лаконичным названием «Бандера», которая продвигает в немецком обществе светлый образ вождя украинских националистов, избавленный от «путинского очернительства» – как выражается в рецензии об этом мюзикле Радио «Свобода».
«В текстах представления сквозит мысль о том, что национализм – идеология угнетенных», – прочувствованно пишет ее автор. «Речь идёт не только о личности Бандеры, но и обо всём движении, поэтому некоторым упущением выглядит то, что ни слова не сказано об антипольской этнической чистке, проведённой УПА. Жертвами этой резни в 1943–1944 годах стало до ста тысяч человек», – скромно оговаривается он в следующем абзаце. Но зато в мюзикле не забыли показать видеокадры героических наследников Бандеры, которые маршируют с факелами по улицам постмайдановской Украины – где национализм почему-то является идеологией подавления угнетенных и ограбленных людей.
Если вы думаете, что Бандера в театре Горького – это уже достаточно сюрреалистично, то нет – постановка мюзикла преподносит немало таких гротескных сюрпризов. Автором и бенефициаром идеи хип-хоп оперы является Юрий Гуржи – создатель музыкального проекта RotFront, гитарист группы «Жадан и собаки», да и просто светлый человек родом из Харькова, который превратился в Берлине в профессионального украинского патриота.
Конечно же, Юрий не националист, и даже не симпатик Бандеры. Это обычный бизнесмен от прогрессивного шоубиза, который чутко отзывается на веяния времени, ловит тренды и продает то, на что есть коммерческо-политический спрос. И еще не так давно, в нулевые, он успешно использовал в своем клипе запрещенную теперь в Украине коммунистическую символику – потому что на нее всегда была мода на Западе.
В своих интервью Гуржи называет себя украинским евреем или космополитичным «Gay, Gypsy and Jew» – смотря что кому продавать. «Меня как украинского еврея очень волнует эта тема» – говорит этот человек, имея в виду историю еврейских погромов, в которых активно участвовала бандеровская ОУН. Однако, это не мешает ему рассказывать про убийц своего народа – если на это выделяются некоторые средства. «Из Украины уже было два-три запроса, но пока они ни во что не вылились. Театр – это долгая и сложная история, нужно найти финансирование», – прозрачно говорит Юрий «Немецкой волне», очевидно, имея в виду, что украинский Минкульт пока не подставил авторам мюзикла свое государственное плечо.
Создатели хипхоперы радуются сюжету на канале «Россия 1», который критически упомянул о берлинском «Бандере» – считая это удачным троллингом «ваты». Однако они почему-то не рассказывают журналистам о негативном резонансе, который вызывал этот мюзикл в самой Германии. А между тем, немецкие левые уже собираются пикетировать Театр Максима Горького с требованиями пояснить, почему руководство театра вместе с берлинскими чиновниками поддерживает и финансирует реабилитацию, а переводя дословно – «отмывание» пособников Гитлера, организаторов еврейско-польских погромов – кровавых убийц, на руках которых не имеющие срока давности преступления.
«Я долго не комментировал тему Украины, но теперь, когда это касается Германии и тем более искусства в Берлине, об этом нельзя молчать. Это было бы неприлично. Особенно когда подобное происходит под патронатом Министерства Культуры», – пишет у себя на фейсбуке левый активист Юлий Жуковский-Кребс.
«Почему никого не интересует попытка реабилитации человека, ответственного за убийство десятков тысяч евреев?», – задает риторический вопрос инициатива «No pasarán Hamburg».
«Театр Максима Горького позорит имя великого русского гуманиста и революционера, анонсируя пропагандистскую постановку украинских правых «Бандера», – пишет на своей странице Der Deutsche Freidenkerverband.
О том, к чему может привести такая общественная реакция, хорошо знает белорусский воин света Сергей Михалок – поскольку дружба с нацистами из подразделения «Азов» однажды сорвала его концертные гастроли в Германии и серьезно подпортила «контркультурную» репутацию в масштабах Европы.
У немецких левых нет никакого интереса к недалеким людям, руками которых делается отвратительное дело отмывания преступников и идеологов фашизма. Их личная позиция полностью растворена в русле текущей политической конъюнктуры. Нам нет дела до фриков и торгашей от посткультуры. Однако любые попытки реабилитировать нацистов всегда будут встречать достойный отпор.
Илья Деревянко
Читать по теме:
Андрей Манчук. Come as you are
Билли Брэгг. Почему музыка вновь должна политизироваться
Моника Марк. Профсоюз рэперов
Андрей Манчук, Дмитрий Колесник. Интервью с группой «Bandista»
Дориан Лински. Тот, кто политизировал музыку
Андрей Манчук. Леонард Коэн: будущее наступило
Кейт Кампайна. Интервью с Томом Морелло
Андрей Манчук. Интервью с Кириллом Медведевым
Илья Власюк. Интервью с Псоем Короленко
Мими Сотисик. Интервью с The Last Inernationale
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>