Многие жители Хайфы – крупнейшего промышленного центра Израиля – посещают монументальное здание из светлого камня на улице Шабтай Леви – здание хайфского городского совета. Люди из рабочих кварталов зачастую направляются в приёмную коммунистической партии ХАДАШ, в надежде получить ответ на беспокоящие их вопросы и заручится поддержкой тех, кто представляет интересы трудового народа. У этих посетителей нет сомнения в том, что они попали по назначению. Первое что они видят, это большая картина размером в половину стены, на которой изображены молодые комсомольцы – парни и девушки, строящиеся в колонну, кто с флагом, кто с барабаном – чтобы принять участие в пролетарской демонстрации. На картине нет пафосного позирования героических персонажей. На ней запечатлен порыв молодых восторженных ребят – секунда, и всё продолжает двигаться.
Работа «Первое Мая» была подарена хайфским коммунистам художницей Александрой Ильяевой и её мужем Вячеславом Ильяевым из города Ришон ле Циона. Этот жест имел политическое значение – поскольку в конце прошлого года, после успеха на муниципальных выборах, который принес им пост вице-мэра Хайфы, коммунисты стали объектом жесткой травли со стороны правых политиков, и нуждались в широкой общественной поддержке, которую оказали им эти художники. Лидер хайфского отделения компартии Раджа Заатара высказал им благодарность от имени своих товарищей: «ведь то, что здесь написано – это и есть мы, именно мы», – сказал он, получая картину. Кроме того, Заатара и Ильяевы договорились о совместной работе в различных общественных проектах.
Александра и Вячеслав эмигрировали в Израиль в девяностых годах, как часть массовой волны переселенцев из разрушенного СССР, и прочувствовали на себе все трудности эмиграции и эмансипации в культурно чуждом капиталистическом обществе. Стержень личности, сложившийся в советском обществе на основе ценностей социализма, помог им преодолеть трудности и не позволил поддаться соблазну правого радикализма и национализма, который, к сожалению, развился у многих бывших советских граждан в Израиле. Они выбрали изобразительное искусство как инструмент политической борьбы, чтобы донести до общества идеалы дружбы, труда, равенства.
«В отличие от искусства в капиталистическом мире, которое служит для личностного самовыражения, мы используем живопись, как объединяющий фактор, для коллективного труда, совместного анализа общественных процессов, общего переживания. На платформе изобразительного искусства мы объединяем художников, помогаем друг другу учимся вместе и этим самым притворяем в жизнь ценности сплоченного общества и взаимопомощи», – говорит об этом сам Вячеслав Ильяев.
Ильяевы организовывают совместные пленэры с другими русскими художниками, ездят в непризнанные властями бедуинские деревни Негева, пишут жизнь людей на Западном Берегу реки Иордан, по своему протестуя против царящей в русскоязычных израильских СМИ дегуманизации палестинцев. Их творчество помогают общению между людьми разных народов, которое основано на солидарном, а не потребительском, уровне.
Находясь в гостях у Ильяевых в Ришон ле Ционе, ты никогда не сможешь чётко разобрать где заканчивается студия и начинается квартира – где заканчивается работа и начинается быт. Всё неотделимо друг от друга. Кругом кипит работа, в которой участвует вся семья – и порой ты сам не успеваешь заметить, как тебя тоже вовлекают в этот коллективный труд. В то время как Саша заканчивает работу над изображением палестинского мальчика-пастуха из деревни возле Хеврона, Слава работает на крыше, рисуя строителей соседнего здания – палестинских рабочих, подрядившихся для тяжелой низкооплачиваемой работы на территории Израиля.
Они очень часто помогают друг другу в работе, вмешиваются и поправляют, советуют где и что изменить. Старшая дочь Дара – сама талантливая молодая художница – также участвует в создании работ родителей. Дети и детский труд – это частый мотив в картинах Александры Ильяевой, которые рассказывают о сложном мире, где происходит взаимодействие детей и взрослых. Вячеслав обычно пишет людей труда. На его картинах вы не найдете богатых и знаменитых, но зато увидите там филиппинских работниц, круглосуточно ухаживающих за стариками, чтобы как-то прокормить свою семью, сельскохозяйственных рабочих из Таиланда, собирающих урожай под палящим солнцем, или русского парня – торговца рыбой в супермаркете, на лице которого заметны шрамы от участия в подпольных боксёрских боях.
Их искусство объединяет жизнь. Жизнь здесь и сейчас.
– Что стоит за образами ваших работ и вдохновляет ваше художественное творчество?
– За ними стоит стремление объединить на одной площадке художников, которые желают развивать творческие отношения на основе товарищества, без конкуренции и использования одних людей другими, навязанными нам обществом потребления. Реальная правда жизни, где господствует экономическая эксплуатация и политическое подавление, не отнимает у художников их способность мечтать и стремиться к лучшей и справедливой жизни для всех людей.
Мы не остаемся безучастными к социальным противоречиям и актуальным проблемам окружающих нас людей. Мы с открытыми глазами впитываем все многообразие человеческой жизни и отражаем в картинах прозу труда, борьбу за свободу в жестоких войнах, мечту человека о будущем. Такое творчество говорит о том, что задача настоящего художника состоит не в том, чтобы шокировать аудиторию сенсационными образами, и не реклама самого себя, а искреннее художественное выражение жизни здесь и сейчас, изображение той реальности, которое нас окружает.
– В серии написанных Александрой картин «Дети в труде и творчестве» дети предстают перед нами в контексте их повседневной жизни. Что ты хотела донести до зрителя этими работами?
– Мне очень важно реалистично изобразить внутренний процесс переживания, который происходит в сознании ребёнка, независимо от его национальности. И хочется показать его душевный порыв в момент творчества и труда.
В процессе создания и изучения этих образов, я показываю, как влияет на формирование детей различная общественная среда. Я уделяю этим социальным моментам особое внимание. Так, мотив детского творчества и труда всегда тесно переплетается в моих картинах с актуальными социальными проблемами современного общества.
Я всегда пытаюсь увязать героя картины с его реальным окружением, с тем местом, где он живет и растет. Образы новых картин рождаются во время общения с реальными детьми, когда мы знакомимся с их повседневными заботами, играми и мечтами. Работая над темой, я стараюсь показать собирательный образ ребёнка, чтобы добиться от зрителя отклика, и побудить его бросить свой взгляд на самые важное и главное в жизни – на будущих людей.
– А о чем говорят образы людей труда в творчества Вячеслава?
– Для меня важен диалог со зрителем. Я хочу обратить его внимание на социальную остроту современной действительности, в которой за всеми противоречиями, борениями и надломами общества встает искренний и самоотверженный портрет Человека.
В одной из своих творческих командировок в 2018 году мы приняли участие в российском фестивале «Время Вперёд». Его участники стремятся отразить в искусстве человеческое стремление к развитию, созиданию и труду. В ходе подготовки к фестивалю художники из Израиля были приглашены на Кировский тракторный завод в Санкт-Петербурге. Мы посетили четыре цеха завода из десяти: покрасочный, сборочный, сварочный и кузнечный. Хотя завод уже в частных руках капиталиста и продукт труда отчужден от тех, кто трудится в нем, мы увидели в его работниках достоинство трудового человека. Сердце завода – кузнечный цех – впечатлил и воодушевил нас больше всех. Мы видели там дышащие пламенем механические молоты и рабочих, которые трудятся бригадами – слаженно, как артиллерийский расчет с метким прицелом.
После экскурсии по заводу мы сразу же сделали для дальнейшей работы этюды – что дало возможность запомнить свет, цвет, ритм труда.
Я пишу о реальных событиях жизни языком живого искусства. Пишу я только о том, что чувствую, переживаю, что считаю существенным. Мы, художники-исследователи, берем из своего собственного жизненного и творческого опыта те моменты, которые дают возможность более полно раскрыть внутреннюю суть социальной реальности.
Беседовал Дмитрий Дани Зарх
Читайте по теме:
Зоя Черкасская-Ннади. Кто боится соцреализма?
Авдей Тер-Оганьян. «Запретов в искусстве больше, чем в советское время»
Дмитрий Гутов. Маркс ошибся только в сроках
Владимир Мироненко. «Когда страшно – это всегда весело»
Сергей Летов. «Я стараюсь сохранить возможность диалога»
Анатолий Ульянов. «Мода на левое искусство – следствие кризиса»
Илья Кормильцев. «Будут страшные потрясения. Невиданные мятежи»
Андрей Манчук. Come as you are
Илья Власюк. Интервью с Псоем Короленко
Алексей Блюминов. Интервью с Черным Лукичем
Билли Брэгг. Почему музыка вновь должна политизироваться
Моника Марк. Профсоюз рэперов
Андрей Манчук. Интервью с Кириллом Медведевым
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>