Наши правители теперь считают основными врагами государства не коммунистов, а рабочих
18.09.2013
Одиннадцатого сентября в Польше началась «осень недовольства». Три профсоюзных федерации страны – «Солидарность» и возникшие уже в посткоммунистической Польше «Всепольский Альянс профсоюзов» (OPZZ) и Форум Профсоюзов (FZZ) совместными усилиями организовали и провели четырехдневную протестную акцию, направленную против новых мер экономии, вводимых правительством партии «Гражданская платформа». У парламентского большинства сейчас очень шаткое положение, поскольку около трети депутатов от правящей партии перешли в другие фракции польского парламента.
Нынешнее польское правительство отменило восьмичасовой рабочий день, подняло возраст выхода на пенсию – и, как сказал лидер «Солидарности» Пётр Дуда, «пренебрегает интересами общества». Хотя протесты в Польше проходят мирно, премьер-министр Дональд Туск все равно охарактеризовал их как «попытку свергнуть правительство».
Проводимые ныне в Польше политические реформы и враждебное отношение к профсоюзам являются типичными для большинства стран посткоммунистической Европы. Однако в Польше эта тенденция имеет особо горький привкус, поскольку польский правящий класс в той или иной степени участвовал в деятельности профсоюза «Солидарность» в его старой формации периода 1970-80-х годов. В своей же нынешней форме «Солидарность», фактически, не имеет никакой реальной власти.
Когда-то – на пике своего развития – этот знаменитый профсоюз гданських судоверфей насчитывал около 10 миллионов членов. Во времена былой славы «Солидарность» смогла изменить сам курс развития Польши. Забастовка 1980-го года и сопротивление военному положению, введенному в 1981-м году, привели к ускорению развала государства. Однако, несмотря на борьбу профсоюзов, права рабочих в свободной Польше уже вскоре стали преградой на пути к капитализму. Нынешние польские правители считают легитимной лишь ту антикоммунистическую «Солидарность», которая действовала тридцать лет назад.
Они воспринимают современный профсоюз «Солидарность» чуть ли не как узурпаторов – считая, что члены профсоюза участвуют в протестах «чтобы получить выгоду для себя». Единственным владельцем нарратива «Солидарности» является нынешний правящий класс, и его представители считают вправе решать, кто будет участвовать в деятельности рабочего профсоюза. Фактически члены профсоюза должны выходить на улицы только в год – на празднование очередной годовщины подписания соглашений в августе 1980-го года («День солидарности и свободы» – отмечается с 2005 в память о соглашениях, подписанных в Гданське после волны забастовок руководством ПНР и забастовочным комитетом «Солидарности» – прим. пер.). Всё остальное время эти «собственники» «Солидарности» жалуются на «рабочих-хапуг» и всеми силами поддерживают ассоциации работодателей.
Те, кто наживается в Польше на эксплуатации мифа о старой «Солидарности», защищают права предпринимателей, а отнюдь не рабочих. Они постоянно твердят нам, что борются с кризисом и поддерживают национального производителя. Таким образом, ссылки на «Солидарность» образца 1980-х используются для того, чтобы лишить поддержки новую «Солидарность». Почему? Да потому, что наши правители теперь считают основными врагами государства не коммунистов, а рабочих – ведь они требуют социальных прав и государства всеобщего благоденствия, а в современной Польше это трактуется как «бремя для экономики» и ассоциируется с коммунистическим режимом.
Миф о старой «Солидарности» использует в своих целях и Ярослав Качиньский (лидер партии «Право и Справедливость» и бывший премьер-министр) – именно он всячески способствовал развитию в «Солидарности» правого течения – католического и консервативного. Он сначала поддержал забастовку рабочих, а затем цинично отказался от ее поддержки. Хотя, следует сказать, что его партия «Право и справедливость» в данный момент получает наибольшую выгоду от забастовок – по мере приближения новых выборов эта партия стала активно заявлять о социальной политике – то есть, о курсе противоположном курсу нынешнего правительства.
Во время недавнего экономического форума в Крынице Качиньский сказал, что для его партии будет приоритетным курс на повышение налогов и повышение минимальной оплаты труда. Вся либеральная польская пресса – от «Газеты Выборчей» до англоязычной «Голоса Варшавы» – обрушилась на него с критикой. «Качинский оскорбляет бизнесменов» – таков был заголовок одной из статей, где говорилось о том, что этот политик ведет себя словно неблагодарный гость за ужином, критикующий кулинарные вкусы хозяев. Похоже, что перспектива возврата к власти партии «Право и справедливость» тревожит польскую элиту отнюдь не из-за узколобого фанатизма, которым прославилось правительство этой партии, а лишь из-за подобных инициатив чисто популистского толка.
Кумиром Качиньского является правый венгерский премьер-министр Виктор Орбан. Их экономическая программа напоминает программу маршала Пилсудского в период между мировыми войнами – она обещает экономический протекционизм, социальную сплоченность и сильное государство. Партия Качиньского стоит слишком близко к ультраправым группам, типа «Национального Возрождения Польши» – они считают себя антикапиталистами, пока речь идет об иностранном капитале, а национальный капитализм является их главным общественным идеалом.
Таким образом, это правое неприятие неолиберализма принимает форму призывов вернуться к мифологизованной довоенной эпохе. Тем не менее, это единственный вариант программы, направленной против мер экономии, который предлагает людям польский политический мейнстрим. По данным новостной программы «Факты», нынешние протесты поддерживают 59% поляков. А это свидетельствует о непопулярности нынешнего правительства. И если Польша так и не сможет открыть для себя подлинное значение слова «солидарность», банда Качиньского снова вернется к власти.
Агата Пызик
Перевод Дмитрия Колесника
Читайте по теме:
Адам Лещинский. Трудно жить молодым – и в Польше
Анжей Паліс. Похмілля після свята незалежності
Марек Пекарский, Ярослав Урбанский. Война на стенах
Ива Александрова. Болгария: история и предыстория протестов
Эвальдас Бальчунас. Правый марш в Литве
Матьяш Беник. Угроза демократии и ее альтернативы
Евгений Голышкин. Докеры, судостроители, моряки
Андрей Манчук, Денис Левин. Интервью с Виталием Махинько
Марина Холодная. Мы строили броненосец «Потемкин»
Сергей Стынка. «Мы – сила. Мы – профсоюз»
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>
occupy | європа | імперіалізм | азія | арсенал | африка | близький схід | блюмінов | буткалюк | відео | війна | валерстайн | венесуела | влчек | воронов | гетто | греція | грук | деревянко | екологія | жадан | жанаозен | живопис | жижек | змі | кіно | кавказ | кагарлицький | киричук | кирпиченок | клерікалізм | книги | колесник | корбин | криза | лібералізм | ліві | латинська америка | латиш | лебский | міхєєва | малькіна | мандри | медицина | мовчан | музика | нацизм | опортунізм | орленко | освіта | пам`ять | панов | поезії | політики | постать | проза | профспілки | райдер | расизм | рецензія | роос | рудь | сахнін | скрипник | солідарність | спорт | срср-ex | сутырин | сша | тарік али | трудова міграція | україна | філософія | фемінізм | фетва | фото | харві | хомський | цвєтков | чілі | чапай | чемерис | шапінов | ясинський