Канада давно обладает имиджем либерально-прогрессивной страны – особенно в сравнении с соседними США. Однако, она всегда была лидером в деле поддержки ультраправых и националистических организаций в других частях мира – в первую очередь, в восточной Европе и Украине.
В ходе Евромайдана 2013-2014 годов в Украине образовалась коалиция между, казалось бы, непримиримыми противниками – либеральными и неонацистскими организациями. Однако подобная модель сотрудничества уже была опробована прежде в Канаде. В январе 2021 года «Коалиция по противодействию торговли вооружением» (Coalition to Oppose Arms Trade) посвятила 64-страничный номер своего журнала Press for Conversion разоблачению связей правительственных кругов Канады с националистическими и фашистскими организациями, а также истории их тесных взаимоотношений.
Редактор и автор издания Ричард Сандерс отмечает, что канадское правительство десятилетиями оказывало щедрую финансовую поддержку боевикам и нацистам по всему миру. А центральную роль в этом внешнеполитическом курсе Канады играет именно украинская диаспора.
«Правительство Канады уже давно поддерживает ассоциации восточноевропейских эмигрантов, основателями и лидерами которых являются ветераны подразделений Ваффен-СС и других фашистских вооруженных формирований, виновные в Холокосте и других кампаниях этнических чисток, чиновники нацистских марионеточных режимов, пропагандистские агенты ЦРУ, члены террористических группировок времен холодной войны, таких как вооружавшиеся США никарагуанские «контрас», афганские моджахеды, и прочие яростные «борцы за свободу».
Только за последние несколько лет самые влиятельные из этих националистических эмигрантских организаций, представляющие правое крыло украинской диаспоры, получили миллионы долларов в виде грантов и пожертвований канадского правительства. На протяжении многих десятилетий финансовая щедрость канадского правительства помогала субсидировать повседневную деятельность наиболее влиятельных из этих групп, их офисы, залы для собраний, мероприятия и издания. Действуя таким образом, канадское правительство продолжает поддерживать такие ассоциации и финансировать их кампании по прославлению и формированию культа фашистов времен Второй мировой войны и Холодной войны», – пишет об этом Сандерс.
С другой стороны, отмечает Сандерс, прослеживается и обратная связь. Канадские эмигрантские организации, представляющие чехов, эстонцев, латышей, литовцев, поляков, словаков и украинцев, с энтузиазмом поддерживали и продвигали интересы канадских «ястребов». В какой-то степени эти круги можно считать гарантией того, что Канада привержена политике НАТО и США. Канада считает эти правые организации официальными представителями своих народов, отодвигая на второй план более умеренные эмигрантские группы.
На сегодня около 300 000 граждан Канады идентифицируют себя, как украинцы и еще около 1 миллиона имеют частичное украинское происхождение. Около 85% из них родились уже в Канаде. Канадская диаспора является исключительно активной, во многом диктуя политику своей исторической родины – хотя наибольшее количество живущих за границей украинцев находятся в РФ (более 5 миллионов по официальным данным на 2010 г. – то есть, до массовой миграции 2014-2015 г.).
Барельеф на здании Украинского рабочего дома в Виннипеге с надписью «Рабочие всех стран объединяйтесь»
Альтернативная украинская диаспора Канады
Полагаю, все прекрасно знают прописную истину: этническая принадлежность не тождественна политическим взглядам. Проще говоря, русский – не равно коммунист, немец – не равно нацист, араб – не то же, что исламский фундаменталист, американец – не обязательно демократ. Как же тогда получилось, что представители определенной этнической группы мигрантов в Канаде ассоциируется именно с национализмом?
До войны в Канаде имели сильные позиции совершенно другие ассоциации эмигрантов из Украины, Литвы, Польши и Финляндии. Они были преимущественно левыми, выступали за дружбу с СССР, являлись организаторами крупных забастовок и профсоюзов. Одной из крупнейших была Ассоциация объединенных украинцев Канады (AUUC), тесно сотрудничавшая с Коммунистической партией Канады.
В отличие от других национальных организаций эмигрантов Ассоциация объединенных украинцев Канады оказывала социальную и юридическую помощь не только украинцам, но и полякам, финнам, туркам, русским и венграм, оказавшимся волею судеб в Канаде. Занимались в Ассоциации и воспитанием детей в просоветском духе, организуя с конца 1920-х годов детские лагеря по образцу советских пионерских лагерей.
В 1919 году Ассоциация была организатором всеобщей забастовки в Виннипеге – она окончилась уличными боями, в ходе которых полиция и армия штурмовали офисы организации. В том же году Канада участвовала в многонациональной интервенции против советской России. Интересно, что в Канаде оправдывали это вторжение необходимостью борьбы с организаторами беспорядков в их «логове». Иными словами, канадские артиллеристы и пехотинцы высаживались в Архангельске и на Дальнем Востоке, чтобы не позволить украинским мигрантам из бывшей Австро-Венгрии организовывать забастовки и требовать повышения зарплаты.
Ассоциация объединенных украинцев Канады существует и сейчас, организует в Канаде празднования в День победы 9 мая, проводит курсы украинских национальных танцев, проводит праздничные обеды с борщом и варениками, развенчивает политическую мифологию, созданную вокруг голода 1933 года, выступает против Евромайдана – но сейчас это лишь пара десятков человек, оставшихся от некогда мощной организации.
Одним из последних примеров противодействия украинскому национализму в Канаде со стороны этой украинской ассоциации было издание в 1985 году работы канадского исследователя и профсоюзного активиста из Квебека Дугласа Тоттла: «Мошенничество, голод и фашизм: украинский миф о геноциде от Гитлера до Гарварда».
Профессор университета Торонто украинского происхождения Кассандра Личук, изучавшая историю канадских украинцев, недавно писала, что еще в детстве столкнулась с определенным табу на контакты с «прокоммунистическими» украинцами Виннипега. Еще десятилетней девочкой она выступала с ансамблем народного танца. Во время гастролей они заехали в Виннипег. Им предложили выступить в Украинском рабочем доме, но потом выяснилось, что это здание – «для коммунистов» и после долгих раздумий организаторы решили перенести концерт в греческий павильон на другом конце города. Впоследствии, будучи студенткой, она с удивлением открыла для себя, что украинцы в Канаде могут быть не только правыми националистами.
«Моя студенческая карьера доказала, что канадские левые украинцы пропали не из исторических записей, а были стерты из памяти украинского сообщества. Я поняла, что четко фиксированное и авторитетное описание общественной жизни, с которым я выросла, является лишь одной интерпретацией среди многих. Хотя мне все еще было любопытно, почему левые отсутствовали в рассказах об украинцах Канады, возникли и другие вопросы: что случилось с различными вариациями украинскости, которым уже не было места в нашем общественном сознании?», – размышляет Личук.
У представительницы канадской диаспоры возникли вполне логичные вопросы: почему греки, индусы или франко-канадцы могут придерживаться разных политических взглядов, собираться в кафе вести политические дебаты, а в ее родной диаспоре наблюдается странное единообразие мнений?
В ходе исследований она пришла к выводу, что процесс вытеснения просоветских украинцев начался в 1940-м году, когда канадское правительство запретило деятельность левой Ассоциации украинских фермеров и сформировало Конгресс украинцев Канады – зонтичную структуру националистических и религиозных организаций украинцев. Как отмечает профессор Личук, между двумя организациями (Ассоциацией и Конгрессом) сразу же возникла борьба.
«Учитывая контекст холодной войны, это изначально неравное соревнование в итоге нейтрализовало Ассоциацию и закрепило за Конгрессом статус официально санкционированного представителя украинцев в Канаде. После того, как идеологические оппоненты Конгресса украинцев были подавлены, он стал осуществлять полицейские функции внутри украинского сообщества, следя за тем, о чем говорят, а также вводить «правильные» формы этно- религиозного национализма», – к такому выводу приходит профессор украинского происхождения.
Борьба за представительство украинцев в Канаде: Конгресс против Ассоциации
До войны организации вроде Ассоциации объединенных украинцев Канады являлись головной болью для правительства, усматривавшего угрозу национальной безопасности со стороны десятков тысяч нелояльных «коммунистических» эмигрантов.
Однако после войны правительство Канады фактически вытеснило их в маргинес, отказав в праве считаться официальными представителями своих народов. Их офисы и издания были отобраны и переданы правым, организациям эмигрантов. Левое крыло украинской диаспоры сдавало свои здания не без боя. В 1950-х на улицах канадских городов регулярно возникали стычки и бои между двумя фракциями канадских украинцев. Полиция, как правило, вмешивалась в них лишь только, если правых националистов начинали теснить. Сейчас мы можем видеть эту же тактику при нападениях ультраправых на украинские оппозиционные организации или СМИ.
Проиграв бой за право представлять украинский народ в Канаде, просоветская часть диаспоры постепенно ассимилировалась, предпочитая не подчеркивать более своё происхождение. А определенная ее перешла из просоветской Ассоциации украинцев в «бандеровский» Конгресс украинцев, который мог финансово помогать малоимущим семьям, распределяя часть денег, выделяемых правительством Канады. По этой причине даже канадцы смешанного происхождения (например, франко-британско-греческо-украинского происхождения) предпочитают называть себя украинцами, так как это гарантирует определенные субсидии со стороны государства.
С 1950-х годов официальные правыедиаспоры помогают правительству Канады мобилизовать электорат на выборах. В определенных регионах Канады для этого достаточно договориться с лидерами официальных диаспор, которые организованно приведут свою паству на избирательные участки. С конца 1930-х годов правительство Канады также стало «просеивать» мигрантов из Восточной Европы, отказывая одним и приветствуя других на основе их идеологических взглядов.
«До и во время Второй мировой войны твердо укоренившаяся иммиграционная политика канадского правительства заключалась в том, чтобы не допустить евреев и левых беженцев, которые отчаянно пытались избежать преследований со стороны нацистов и других фашистских сил в Европе. Затем, в конце 1940-х и начале 1950-х годов, когда Запад начал холодную войну против коммунизма и СССР, канадские правительства продолжали ограничивать иммиграцию евреев, коммунистов и других лиц, считавшихся неблагонадежными. В отличие от них, либеральные правительства Канады охотно поощряли въезд около 160 000 лиц, преимущественно антисоветских мигрантов из Восточной Европы, сотрудничавших с нацистами, разделявших антисемитские и антикоммунистические взгляды. В СМИ их изображали чуть ли не как идеальных канадцев», – пишет Сандерс.
Украинские и прибалтийские эсэсовцы, а также члены ОУН, организовали при финансовой поддержке США и Великобритании «Антибольшевистский блок народов» (АБН), в котором ведущая роль досталась именно членам Организации украинских националистов. В течение последующих 50 лет АБН являлась самой мощной сетью антикоммунистических группировок. Члены организации открыто требовали от правительств западных стран начать вооруженную борьбу за «освобождение порабощенных наций» за Железным занавесом. Символ АБН содержал тот же печально известный нацистский символ «вольфсангель», который сейчас использует нацистский «Азов».
Пионерский лагерь украинских мигрантов в Канаде в окрестностях Виннипега, 1928 г.
После создания НАТО официальные диаспоры народов восточной Европы в Канаде активно подключились к новой глобальной войне, помогая правительству Канады и США в мировых войнах и вторжениях. В этой борьбе они оказывали поддержку любым диктаторским режимам стран Третьего мира, оправдывая военные поставки этим режимам. Взамен они получали от канадского правительства государственное финансирование. Такие организации эмигрантов ставили своей целью формирование христианских национальных государств, основанных на этнической принадлежности и фанатичном антикоммунизме.
В 1981 году в Канаде прошел конгресс АБН, организованный Олегом Романишиным из Лиги украинцев Канады, посвященный 40-й годовщине провозглашения «независимости» Украины в 1941-году. «Нововосстающее Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Великой Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа Гитлера создаёт новый порядок в Европе и в мире и помогает Украинскому Народу освободиться из-под московской оккупации», — говорилось в акте «независимости» от 1941-го года. Провозгласивший «независимость» Ярослав Стецько, в своей статье «Моя биография» писал в тот период: «Я поддерживаю уничтожение евреев и целесообразность внедрения немецких методов истребления евреев на Украине, не допуская их ассимиляции».
На праздновании этого события в 1981-м году в Канаде также присутствовал Махмуд Халили, один из полевых командиров афганских моджахедов Ахмад-шаха Масуда, воевавшего против советских войск. А в 1986-м на аналогичном мероприятии АБН в Канаде выступал и договаривался о сотрудничестве один из лидеров никарагуанских «контрас» Марио Калеро. Украинские и латышские ветераны СС, афганские моджахеды и никарагуанские «контрас» традиционно именовались в канадской прессе «борцами за свободу» (freedom fighters). Эта фраза так часто использовалась тогда в СМИ, что стала ассоциироваться у канадских и американских оппозиционеров исключительно с ультраправыми.
Почему глава МИД Канады является идейной националисткой
Глава МИД Канады (2013-2019) Христя Фриланд является одним из лидеров Либеральной партии. Ее дед, Михаил Хомяк, активно сотрудничал с нацистами в годы войны. Сама Христя Фриланд заявляла, что её дед якобы бежал в Канаду «после того, как Гитлер и Сталин подписали пакт о ненападении в 1939 году», и являлся жертвой войны. Всплывшие затем данные о коллаборационизме её деда она назвала «российской дезинформацией». Ее мать, Галина Фриланд-Хомяк, в 1974 году писала в эмигрантской газете «Студент» о том, как воспитывались дети в украинской диаспоре, попадавшие под жесткий пресс идеологической обработки.
«Для меня воспитываться украинкой означало – расти с идеей о том, что ты отличаешься от всех других, что ты – особенная. Нам разрешали говорить дома только по-украински. Пока мы росли мы находились под давлением наших родителей, заставлявших нас сознавать своё украинство и гордиться им. Давление также исходило от украинского сообщества. Проявлялось оно во многом… И наши родители, и украинское сообщество давили на нас, указывая, что мы должны выходить замуж только за украинцев и продолжать работать в украинских организациях. В качестве долгосрочной цели мы ожидали освобождения Украины. Я помню детские мечты о том, как я веду армии, спускающиеся с гор. Давление, заставляющее оставаться националистом и гордиться этим, – было необходимо. Это было противодействие давлению широкого общества, требующего ассимиляции», – писала мать Христи Фриланд.
Подобная обособленность, ощущение собственного превосходства, уверенность в мессианской миссии и замкнутость, в сочетании с постоянным давлением на детей обычно являются отличительной чертой религиозной или политической секты. Значительную роль в этом воспитании играет греко-католическая церковь, помогающая сплачивать диаспору. Как писала мать Христи Фриланд, прогул церковного богослужения был равен для них предательству своей общины.
В последние годы существования Советского Союза студентка Христя Фриланд приезжала в УССР по программе обмена и пыталась вмешиваться в выборы – настолько бесцеремонно, что это возмутило правительство УССР. Киев выразил протест посольству Канады, называя Фриланд «бандеровским врагом Советского Союза». И ее стала превозносить за это канадская пресса – что и послужило стартом карьеры юной националистки.
«Этот шаг совпал с ее так называемой «случайной встречей» с миллиардером Джорджем Соросом. Фриланд говорит, что встречалась с Соросом в Советской Украине и консультировала его по вопросам антикоммунистических диссидентских групп и лиц, указывая, которые из них заслуживали его финансирование. С радостью поддержав его первые попытки повлиять на советскую политику, Фриланд начала дружеские рабочие отношения с Соросом, которые продолжались десятки лет», – пишет Сандерс.
Принимая во внимание биографию Христи Фриланд, канадская «Коалиция по противодействию торговли вооружением» опасается, что в случае ее прихода к власти политика Канады станет еще более воинственной.
«Учитывая связь Фриланд с ультраправым украинским сообществом и продолжающуюся поддержку правительством ультраправой диаспоры, канадцы будут послушно следовать воинственной внешней политике своего правительства по поддержке США и НАТО. Например, во время её пребывания на посту министра иностранных дел Канада играла видную роль в возглавляемых США усилиях по провоцированию переворота против демократически избранного социалистического правительства Венесуэлы», – пишет канадское издание.
Сейчас Христя Фриланд является звездой Либеральной партии Канады и рассматривается в качестве возможного кандидата на пост премьер-министра. Параллельно она является хедлайнером ежегодного многотысячного шоу-парада Украинского фестиваля в Торонто, проводимого Конгрессом украинцев Канады. В 2009-м году Фриланд была «маршалом парада» в Торонто. С 2014-го года этот фестиваль является одним из инструментов сбора средств в помощь парамилитарным формированиям на Украине. Преимущественно средства поступают «Правому сектору Канады». В 2016 году Христя Фриланд участвовала в параде со своими детьми, где также несли флаги «Правого сектора» и портреты Степана Бандеры.
На проведение этого масштабного фестиваля ежегодно выделяются средства от федерального правительства Канады. Только на парад в 2016 году в Торонто было выделено 667 тысяч долларов из федерального бюджета, а такие парады проводятся во всех крупных городах Канады – хотя Торонто остается своеобразным центром украинской ультраправой диаспоры. Там же обычно проходят конгрессы и конференции словацких, литовских, латышских, эстонских и чешских националистов.
Как пишет Ричард Сандерс, украинское «этнонационалистическое сообщество продолжает процветать в основном благодаря государственному финансированию, поскольку миллионы долларов направляются на гранты правым группировкам и на их мероприятия».
Существенную роль во внушении националистических и неонацистских идей детям украино-канадцев играет «Пласт» – аналог советской пионерии, но с культом Шухевича и Бандеры. Советскую пионерию критиковали за идеологическую направленность, однако с развалом СССР националисты не отказались от идеологической направленности своей «пионерии». И эта направленность была именно нацистской.
Шведско-американский историк, исследователь украинского и белорусского национализма Пер Андерс Рудлинг отмечал в своей работе «Честь, которую они заслуживают: легитимизация дивизии СС «Галичина»: «В 1943 «Пласт» активно поддерживал создание Ваффен-СС «Галичина». И не только призывал украинскую молодежь вступать добровольцами в это нацистское формирование, но также обеспечил его многими офицерами». В пост-советской Украине, как отмечает шведский историк, «Пласт» играл активную роль в воспитании детей, которые должны были славить ОУН (б) и Ваффен-СС «Галичина». После начала гражданского конфликта на Украине в 2014 году «Пласт» призвал свои подразделения в США, Австралии, Канаде, Аргентине, Польше, Германии и Украине «присоединяться к борьбе».
«Порабощенные нации» на службе правительства Канады
На протяжении «холодной войны» канадские организации так называемых «порабощенных наций» объединялись в альянсы, которые лоббировали интересы правительства Канады и продвигали свои политические интересы. Эти канадские объединения включали канадское отделение Aнтибольшевистского блока народов (АБН), Балтийскую федерацию Канады (Baltic Federation of Canada) и Комитет Дня Черной Ленты (Black Ribbon Day Committee).
День Черной ленты с 2009 года празднуется Евросоюзом, а также стал официальным праздником Литвы и ряда восточноевропейских стран. Он отмечается 23 августа в день подписания пакта Молотова-Риббетропа – поскольку с конца 1940-х годов приравнивание нацизма и коммунизма использовалось преимущественно для оправдания нацистов и коллаборационистов.
Изобретателем Дня черной ленты в Канаде называют Маркуса Гесса, канадца эстонско-немецкого происхождения, экс-главу расположенного в Торонто «Эстонского центрального совета» (Estonian Central Council), в которой входили многие бывшие эстонские эсэсовцы. В 1986 году Гесс стал продвигать идею празднования дня Черной ленты, встретившись по этому поводу в Торонто с представителями других организаций коллаборационистов – Литовско-канадским сообществом, Латвийской национальной федерацией Канады и Ярославом Соколиком, президентом Конгресса украинцев Канады. Поддержка со стороны последнего сыграла важнейшую роль в дальнейшем продвижении этой концепции в Канаде и Европе.
Как пишет Сандерс, Конгресс возглавляют преимущественно представители бандеровской фракции диаспоры. «Бандеровская фракция украинских националистов по-прежнему сильнейшая из поддерживаемых правительством Канады групп восточноевропейских эмигрантов. К 1980-м годам бандеровцы уже давно были ведущей силой в борьбе против социалистов в их районах, и в организации поддержки политики Канады, США и НАТО. В этих группах господствуют те, кто приветствовал нацистов, как освободителей во время Второй мировой войны. Эти эмигрантские группы приняли план Гесса и стали его движущей силой», – утверждает Сандерс.
Канадские националистические организации эмигрантов активно сотрудничали с коллегами в США, западной Европе, Австралии и Южной Америке, куда после войны переселились многие нацисты и коллаборационисты. Они взаимодействовали на основе пропагандистских кампаний – в том числе и на «Радио Свобода».
«На протяжении всей холодной войны усилиям этих и других крайне правых восточноевропейских групп по всему миру способствовал огромный пропагандистский аппарат ЦРУ. Главными из них были «Радио Свободная Европа» и «Радио Свобода» (RFE/RL). (Изначально «Радио Свобода» работало под названием «Радио Свобода от большевизма».) Хотя в настоящее время они приватизированы и в значительной степени финансируются Фондом свободы (Freedom Foundation) Джорджа Сороса, эти средства массовой информации ЦРУ озвучивали многочисленных пособников нацистов. Веб-сайт ЦРУ до сих пор хвастается тем, что RFE/RL был одной из их величайших историй успеха, и приписывает ему ключевую роль в разрушении Советского Союза», – пишет об этом Сандерс.
Почему либералы поддерживают фашистов
Одним из архитекторов такого использования диаспор и их «крестным отцом» в Канаде называют Лестера Пирсона, экс-главу Либеральной партии, одного из инициаторов создания НАТО, лауреата Нобелевской премии мира (1957), премьер-министра Канады (1963-1968). При Пирсоне произошёл и скандальный визит президента де Голля, когда тот произнёс в Монреале знаменитую речь «Да здравствует свободный Квебек!» («Vive le Québec libre!»). Франция на тот момент вышла из НАТО, а генерал де Голль мечтал о создании независимого франкоязычного государства в Канаде.
Для подавления сепаратистских тенденций в канадском Квебеке Лестер Пирсон привлек парамилитарные организации украинских националистов, выступив перед членами правой организации «Украинская молодежь». В своей борьбе с «красной угрозой» он проводил параллели с борьбой белых поселенцев против индейцев в Канаде. Как отмечает в своей статье Ричард Сандерс, Лестер Пирсон сравнивал «красную угрозу» с «дикарями, которые прячутся в лесу», угрожая жизни «невинным белым европейцам».
Фактически, премьер-министр Канады пробуждал давние страхи перед коренным населением Америки — «краснокожими» индейцами. Их союзниками, а заодно и союзниками советских «красных», объявлялись канадские пацифисты, участники антивоенных манифестаций. Постоянно передёргивая смыслы, канадские власти изображали тех, кто выступал против ядерной гонки вооружений, «дикарями», мечтающими вместе с русскими скальпировать несчастных канадских фермеров. Наши анекдоты о Чапаеве, как предводителе индейцев, в послевоенной Канаде могли бы восприниматься в то время вполне серьезно – сколь бы нелепой ни выглядела цветовая ассоциация малочисленных ирокезов и советских лидеров хрущевско-брежневского периода.
Американский лингвист и философ Ноам Хомский был одним из первых, кто развенчивал миф о Канаде как о «миролюбивой» нации – подчеркивая роль Лестера Пирсона в войнах и переворотах. «Лестер Пирсон был крупным преступником, действительно крупным», – писал Хомский, подчеркивая, что Канада играла существенную роль в шпионаже, торговле вооружением и бомбежках Северного Вьетнама.
Американский философ также отмечал, что Пирсон откровенно оправдывал геноцид народов Юго-Восточной Азии – ради того, чтобы защитить «свободный мир» от коммунизма. А впоследствии сожалел, что страны этого региона с их запасами олова и каучука «перешли под коммунистический контроль». На этой основе зиждилась и поддержка украинских неонацистов.
«Если победа коммунизма считается наихудшим из возможных результатов, то поддержка фашизма за границей оправдывается, как меньшее зло», – писал Хомский в 1988 в работе «Производство согласия». Ключевое слово здесь «за границей». Либеральное канадское правительство, в отличие от консерваторов, не поддерживает своих англоязычных канадских ультраправых (и уж тем более французов Квебека), а вот за границей – другое дело.
Пример украинского Евромайдана, война на Донбассе, запреты на использование русского языка, декоммунизация были бы маловероятны без той роли, которую сыграла в этих событиях националистическая часть украинской диаспоры в Канаде и США. Фактически, благодаря щедрому финансированию, Канаде удалось связать воедино этническую принадлежность и приверженность националистической/неонацистской идеологии.
Таким образом, канадские элиты создали образ идеального правого украинца – таковым является житель Торонто, представитель среднего класса, почитатель ОУН-УПА, голосующий за Либеральную партию Канады, не пускающий в свой район канадских оппозиционеров и пацифистов, воспитывающий детей в строгости, ненавидящий коммунизм и презирающий «дикарей» – то есть, индейцев и индусов.
А жителям Украины предлагается равняться на этот образец – для чего им нужно отвергнуть «советского» Деда Мороза, отковырять красную звезду на могиле своего деда, и воспитать сына, у которого возникнет тяга к крестовому походу против Москвы.
Дмитрий Ковалевич
Читайте по теме:
Андрей Манчук. Рота имени Шевченко
Дмитро Колесник. Український робітничий дім
Фабиан Лер. Украинская няня
Андрей Манчук. Другой Львов возможен
Андрій Бондаренко. Актуалізація лівого руху в Галичині можлива
Тарас Франко. Львівська Маївка
Микола Скрипник. Ленін та національна справа
Андрей Манчук. Киев. Традиция Первомая
Іван Франко. Про соціалізм
Андрей Манчук. Домик в Житомире
Вячеслав Азаров. Столетние уроки Арсенала
Андрей Манчук. Сто лет «Делу Бейлиса»
Володимир Чемерис. Чемериські війни
Андрей Манчук. Триста лет мифологии
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>