Общественный транспорт и левыеОбщественный транспорт и левые
Общественный транспорт и левые

Общественный транспорт и левые


Байэль Исаев
Систему общественного транспорта необходимо муниципализировать

07.06.2021

1 августа 1920 года трамвайщики американского Денвера объявили крупную забастовку. Её спровоцировали угрозы собственников городской транспортной компании. Они требовали повысить плату за проезд на их трамваях, угрожая в противном случае сократить зарплаты работникам.

Экономика переживала спад, который усугубили последствия пандемии «испанского» гриппа. Никто не хотел идти на уступки классовому противнику: общественность Денвера массово выступила против повышения платы, капиталисты сократили зарплаты, а объединенный профсоюз объявил забастовку.

Для подавления стачки компания наняла печально известного штрейкбрехера Джона «Блэк Джек» Джерома, который сотрудничал с полицией и частными сыскными агентствами, работавшими на правительство США. Штрейкбрехер привез с собой вооруженных людей, среди которых попадались обычные уголовники. Примечательно, что им помогали вооружаться армейские офицеры, поскольку американская армия неоднократно привлекалась для подавления стачечного движения.

5 августа 1920 года начались полномасштабные столкновения между штрейкбрехерами и профсоюзными активистами из Объединенной ассоциации уличных и электрических железнодорожных служащих Америки. Полиция и Национальная гвардия открыто выступали на стороне собственников и «скэбов». В этот день, при попытках разогнать забастовку было убито два человека, а за всё время стачки погибло семеро горожан.

Забастовка прекратилась 6-го августа, когда в городе было введено военное положение. Властям удалось подавить боевой и независимый профсоюз транспортников, но жадная компания тоже разорилась вследствие забастовки.

А теперь перенесемся в столицу Кыргызстана – современный постковидный Бишкек, где с начала июня проходил забастовка водителей маршрутных такси. Они требуют повысить тариф проезда на 50% – с 10 до 15 сомов – указывая на то, что расценки не менялись уже на протяжении десяти лет, а цена на топливо и запчасти все время росла.

Однако этот тариф являлся социально-ориентированным, и был рассчитан исходя из низких доходов основного числа бишкекцев – а потому и не менялся на протяжении такого долгого времени. Следовательно, повышение цены на проезд в маршрутном такси, в первую очередь и сильнее всего ударит по социально уязвимой части населения города, провоцируя дальнейшее развитие кризиса.

Получается палка о двух концах: по мнению водителей, тариф на проезд необходимо повышать, так как им надо оплачивать патент, амортизацию транспорта, ремонт и содержать свои семьи. Однако население требует не повышать тарифы – поскольку людям точно так же надо содержать семью, постоянно передвигаться по своим личным делам или для работы. А такое резкое повышение цен на транспорт резко увеличит расходы множества горожан.

Рабочие-водители и население города противостоят друг другу в этом конфликте, не замечая своих настоящих врагов, которыми являются представители капитала. Но существуют методы, которые помогли бы удовлетворить их общие интересы. Для этого необходимо выложить в открытый доступ финансовые отчеты городских транспортных компаний и перераспределять общественные ресурсы в пользу пролетариев – как прямо, путем повышения заработной платы, так и косвенно, путем понижения цены патента, субсидирования покупки деталей, компенсации стоимости ремонта, и пр.

Все это позволило бы сохранить нынешний тариф, уберечь от разорения водителей и обеспечить прозрачность работы городских транспортных компаний. И задача левых состоит в том, чтобы показать обществу выход из ситуации, которую нельзя разрешить за счет алхимии рыночного фундаментализма.

На дорогах города в принципе не должно быть опасных и неудобных маршруток. Их следует заменить современными вместительными автобусами и троллейбусами, для чего, прежде всего, необходимо муниципализировать городской общественный транспорт. Но для этого требуется политическая воля политической силы, с опорой на мощное левое движение, которое только предстоит создать в Кыргызстане.

Потому что без этого невозможно решение текущих общественных вопросов, которые затрагивают личный интерес каждого.

Байэль Исаев

Читайте по теме:

Андрей МанчукПлощадь Ынтымак

Илья МатвеевПять дней в горах

Фарух КузиевЗабытая страна

Александр РыбинНесуществующий Туркестан

Рустем Сафронов. Яркая жизнь и трагическая гибель Язгельды

Олжас КожахметЧто происходит в Казахстане?

Светлана ЦибергановаИнтервью с Альгирдасом Палецкисом

Станіслав МаковецькийВелике князівство ілюзій та сумнівів

Владимир ВеретенниковЛатвия: провал неолиберального эксперимента

Алиса БлинцоваЛибо есть, либо греться

Мурад ГатталКуда шагает Азербайджан?

Сергей ИльченкоДругой путь Молдовы

Андрей МанчукБатуми. Кавказская витрина неолиберализма

Мамед СулеймановБакинская весна

Эвальдас Бальчунас«Литва. Лопнувший миф о рае»

Марк Вайсброт, Ребекка Рей«Латвия. Кризис убивает страну»


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал